^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Использование психогимнастики в педагогике оздоровления

О.В.Сушко

Современные подходы к теории и практике дошкольного образования основаны на радикальной гуманитаризации всей проблематики психического и физического здоровья ребенка-дошкольника. На комплексный гуманитарный подход опирается особое междисциплинарное научно-практическое направление, которое сегодня постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии и условно называется педагогикой оздоровления. Причём оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребёнка.

У ребенка, как и у взрослого, по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы, ограждают массой запретов, лишают богатства выбора. Тем самым они убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности, хотя способы поведения, которые демонстрируют сами взрослые ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда неадекватны, часто ограничены собственным опытом и недостатками [2].
Другой путь способствования росту произвольности психической саморегуляции основан на гимнастике психики ребенка. Человеческий организм самой природой запрограммирован на поиск приспособительных реакций к изменяющимся условиям среды. Произвольная саморегуляция у человека осуществляется на уровне слов, понятий, волевых усилий, внутренних планов. Произвольность психической регуляции тем выше, чем больше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции или мысли, рисующие конкретные образы желаемых результатов. Поэтому развитие самоощущения, самопонимания, самосознания – первый этап тренировки психической произвольности. Но высокая степень осознанности своих эмоций и поведения еще не означает власти над ними. Поэтому второй этап тренировки психической произвольности – научиться изменять свою психическую жизнь в желаемом направлении.
Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизиологическом единстве деятельности организма как целостной системы. Это единство означает, что изменение в деятельности какого-либо элемента системы вызывает изменения в работе других его звеньев. Понимая, как работает этот механизм, можно сознательно влиять на деятельность менее произвольных психических функций, используя те, которые подвластны волевому контролю.
У детей дошкольного возраста в регуляции психической жизни преобладают непроизвольное внимание, внешние стимулы и контроль со стороны. По мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов у ребенка появляются возможности самому управлять своим поведением. Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки созревающих психофизических функций ребенка.[5]
Двигательные, психомоторные функции дошкольников наиболее развиты. Поэтому развивать другие психические функции естественно, опираясь на движение. Таким образом ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности, т.е. через механизм функционального психофизического единства. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния в работе с детьми дошкольного возраста возможно через использование приемов психогимнастики [1].
Но педагог должен знать, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – еще одно условие. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаются физическими действиями. А с помощью комментариев ведущего к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.
Каждое упражнение включает фантазию, эмоции и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады.
Ход психогимнастического занятия можно объединить общим сюжетно-ролевым содержанием. Содержание упражнений должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задачи:

  1. дать ребенку возможность испытать разнообразные эмоциональные и мышечные ощущения;
  2. тренировать ребенка задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

 

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением: резких и плавных, быстрых и медленных, свободных передвижений в пространстве и статических поз. Такое чередование движений гармонирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, сбрасывается инертность самочувствия, улучшается настроение. В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры [3].
Психогимнастика способствует формированию осмысленной моторики. А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Традиционная практика физического (и не только физического) воспитания вопреки этому исповедует принцип управляемости без ощущаемости и осмысленности.
Регулярное выполнение комплекса психогимнастических упражнений способствует формированию положительного образа тела, что, в свою очередь, ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Возможно, благодаря этому, ценность здоровья будет воспринята ребёнком не как внешняя словесная декларация, исходящая от взрослого, а как жизненная необходимость.
Игровые психогимнастические упражнения доставляют дошкольникам массу удовольствия: включают в работу фантазию, поднимают настроение, проявляют детские артистичные способности, На занятиях психогимнастикой все дети успешны, т.к. правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. Но у всех возникают мышечные ощущения и эмоции, каждый ребенок может уловить их и научиться произвольно реагировать. Дети не могут полностью дифференцировать и осознавать все свои ощущения. Да это и не обязательно. Достаточно сосредоточить внимание хотя бы на одном своем ощущении или сравнить хотя бы одну пару ощущений [4].
Образы фантазии сначала задаются ведущим, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка. Экспрессия ведущего при показе упражнений совершенно необходима, так как облегчает детям подражание и, эмоционально заряжая их, усиливает их ощущения. При этом педагог не должен заставлять, плохо оценивать, наказывать. В то же время ведущий комментариями описывает характер физических действий -силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Желательно, чтобы после занятия у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой может спонтанно продолжиться понравившийся сюжет или упражнение.
Источником сюжетов для психогимнастических занятий или упражнений могут служить детские книги, мультфильмы, телепередачи, интересные авторские замыслы педагогов.
Главным же является понимание педагогами основного эффекта регулярных психогимнастических занятий - стимулирование психической и физической деятельности ребенка, содействие эмоциональному равновесию - важных критериев психологического ядоропья ребёнка-дошкольника.

Литература

  1. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В.Овчарова. – М, 2000
  2. Панько, Е.А- Воспитатель дошкольного учреждения / Е.А.Панько. – Мн., 2006
  3. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р.Калинина – СПб., 2001.
  4. Котко, А.Н. Технологии методической деятельности в ДУ / А.Н.Котко. – Мн., 2007
  5. Кудрявцев, В.Т. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет / В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк. – М., 1999

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко