^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Здоровье ребёнка дошкольного возраста как педагогическая проблема

С.И.Тарарышко

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем в образовательном процессе с формирования у детей знаний, умений, навыков на гармоническое разностороннее развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость здоровья.
Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Это основа жизни человека, необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных смыслов. Актуальность проблемы значительно обостряется и тем, что многочисленные статистические данные констатируют негативные тенденции в ухудшении здоровья детей. Мониторинг показал, что состояние здоровья организованных детей нестабильно. За 2006/2007 учебный год пропуск по болезни одним ребёнком по республике составил 11 дней. Установлено, что 11 – 18 % детей, которые поступают в дошкольное учреждение, имеют первую группу здоровья, остальные – вторую, третью, четвёртую. За последние десять лет увеличилось число детей с заболеваниями нервной системы и психическими расстройствами. Серьезное опасение вызывает распространённость функциональных нарушений зрения (10,5%) и осанки (27,2%) .

Установлен ряд причин негативного состояния здоровья дошкольников, которые связанны с организацией педагогического процесса: перегрузка распорядка дня организованными видами детской деятельности, неправильное использование дополнительных образовательных услуг, низкий психологический комфорт, низкая физическая активность детей, несбалансированность питания. Одной из причин негативного состояния здоровья ребёнка является погоня за инновациями, которые не всегда правильно понимаются педагогами, превращаются в самоцель и, естественно, не способствуют результативности работы с детьми и, как следствие, отрицательно воздействуют на здоровье ребенка. Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что система образования должна брать на себя ответственность за создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей и тем самым заботиться о физическом, моральном, нравственном, культурном обновлении общества.
Педагогическая наука, как и всякая другая, опирается на ряд основных принципов, базовым из которых является принцип природосообразности. Впервые идея природосообразности была высказана Аристотелем. Он утверждал, что у человека три вида души: растительная, животная и разумная. Природа тесно связала их и, следовательно, обучение нужно вести в соответствии с этой природой. Ж.-Ж.Руссо определял принцип природосообразности как следование природе ребёнка, помощь ему. К.Д.Ушинский, основываясь на принципе природосообразности, создал, свой фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором описал физические законы деятельности и обусловленные ими психические законы, стремясь в природе человека почерпнуть громадные средства воспитания.
Современное видение этого принципа и его связь с категориальностью здоровья следующая. Организуя образовательный процесс, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и способности.
Важным принципом организации образовательного процесса является принцип оздоровительной направленности, который предусматривает доминанту здоровья во всех формах образовательной работы с детьми.
Обучение должно быть посильным и не наносить вреда здоровью. Ведущей формой обучения должна стать игра, в которой процессы восприятия в сознании ребёнка протекают более быстро и точно. Высокие нагрузки должны быть уравновешены созданием в дошкольном учреждении системы физкультурно-оздоровительной работы. В созданной системе физического воспитания необходимо предусмотреть упорядоченный и гибкий, удобный для родителей и педагогов, а главное, целесообразный для ребёнка, сохранения его здоровья распорядок дня.
Немаловажным принципом является принцип гармонии трёх начал, который проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребёнка: физического, эмоционально-личностного и интеллектуального. Данные составляющие являются основой физического, психического и социального благополучия дошкольника.
Принцип гуманизации нацеливает педагога на личность ребёнка, который обеспечивает чувство психологической защищённости, доверие к миру, радость существования. Руководствуясь данным принципом, педагог заменяет авторитарный стиль общения с детьми на демократический, для которого характерны понимание, признание и приятие ребёнка. Важным направлением работы педагога является работа по поддержанию психологического комфорта. Предупреждению отклонений в психологическом здоровье в значительной степени способствует работа педагога с детьми, направленная на гуманизацию взаимоотношений в детском коллективе, создание в нём благоприятных условий для проявления способностей, личностных качеств.
Исходя из данного принципа, вся образовательная работа должна строиться на диагностической основе, что позволяет грамотно прогнозировать перспективы здоровья, адекватно строить образовательный процесс с использованием специально подобранных для конкретного случая средств.
Организуя образовательный процесс, педагог использует принцип развития во время деятельности и общения, который предусматривает создание благоприятных условий для специфически «детских» видов деятельности.


Важным принципом организации деятельности, который направлен на сохранение и укрепление здоровья ребёнка, является принцип тесного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй, направленного на создание условий здорового образа жизни ребёнка, объединение усилий педагогического коллектива детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей.
Исходя из указанных выше принципов, на которых строится образовательный процесс в дошкольном учреждении, приоритетными направлениями в деятельности педагогов должны стать:

  • обеспечение единых подходов к созданию здоровьесберегающей среды жизнедеятельности в дошкольном учреждении и семье,
  • овладение педагогами основами оздоровительного образования;
  • создание системы оздоровительной работы, которая является не частью, а основой всего образовательного процесса;
  • разработка системы критериев оценки качества образования, одним из главных критериев которой должен стать показатель здоровья детей.

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко