^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Отчет по спецпрактикуму "Роль общения в психическом развитии ребенка". Часть 1.

"Роль общения в психическом развитии ребенка".

Отчет по спецпрактикуму "Роль общения в психическом развитии ребенка".
Преподаватель: к.п.н. доц.Чеснокова О.Б. Выполнила: студ. 44 гр. д/о Буровихина И.
Теоретическое введение.
Общение играет ведущую роль в развитии психики ребенка, эту роль нельзя переоценить и не заметить ее влияния на становление таких сфер психики ребенка, как познавательное развитие, развитие ведущей деятельности, характер общения со сверстниками и со взрослым. Для данной работы будет важным рассмотреть теоретические понятия, на которые широко опирается изложение, они приведены ниже и для четкости изложения разнесены по трем разным абзацам.

Для начала дадим определение важным характеристикам речи. Семантическая сторона речи- это общественно заданные определения употребляющихся слов, конвенциональные определения. Прагматическая сторона речи- это различение личностного и контекстуального значений, понимание значение слова, в зависимости от ситуации его определения, понимание иронии и переносных значений. Синтаксическая сторона включает в себя изучение лексики, грамматики и фонетики. Лексическая сторона- это богатство словаря и тех обозначений, которыми пользуется человек в своей повседневной речи; грамматическая сторона затрагивает сферу использования частей слов, несущих определенное значение; и наконец, фонетическая сторона- предметом интересов которой становится звукопроизношение, фонематический слух.
Для данного отчета также важным будет осветить функции речи: 1) Коммуникативная- речь как способ донесения информации до собеседника, это самая ранняя по своему возникновению в онтогенезе функция; 2) Указательная - слово, как указание на внешний объект или действие с внешним объектом; 3) Регулятивная- овладение своими действиями или действиями других; 4) Обозначающая функция- речевое средство для вычленения объектов и их признаков; 5) Обобщающая функция- объединить предметы в класс по признаку. В ходе своего развития в онтогенезе речь приобретает все эти функции постепенно.
Наиболее важным для раскрытия в данном отчете представляется понятие формы общения, которое было разработано в советской психологии М.И.Лисиной и ее учениками. Проследив качественно специфические этапы развития речи в онтогенезе ученые приходят к обоснованию вводимого ими определения формы общения. Форма общения- это коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризующаяся по нескольким параметрам: 1) Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства. 2) Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми; 5) Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.
М.И. Лисина приводит следующую таблицу развития форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет ( в кн. М.И. Лисина Общение, личность и психика ребенка. М.: 2001).

 

Параметры форм общения.

Форма общения и ее появление в онтогенезе.

Место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка.

Содержание потребности в общении

Ведущий мотив общения

Основные средства общения

1. Ситуативно-личностная. (0-02)

Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей.

Потребность в доброжелательном внимании взрослого.

Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуа-лизированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребенка;

Экспрессивно- мимические операции:

2. Ситуативно-деловая (0-06)

Общение развертывается в ходе совместной со взрослым предметной деятельности и ее обслуживает.

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве.

Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности.

Предметно- действенные операции.

З.Внеситу тативно-познава-тельная (3-4 года)

Общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает.

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении.

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире.

Речевые операции.

4. Внеси-тутативно- личностная (5-6)

Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг.

Речевые операции.

 

После обсуждения основных понятий перейдем собственно к исследовательской части: Общая характеристика исследования.

Мною было обследовано двое детей с целью проследить уровень развития речи, провести подробный количественный и качественный анализ ( см. анализ полученных данных). Ребенок 1-го года ( ровно 12 месяцев на период обследования)- девочка Надя, воспитывается в полной благополучной семье. В настоящее время воспитанием Нади занята ее няня, которая много общается с ребенком, ребенок воспитывается дома, без посещения яслей или д/с. Ребенок 3-х лет- девочка Саша, воспитывается в полной благополучной семье; важная характеристика семьи- то, что она детоцентристская (например, за девочкой в настоящее время помимо родителей ухаживают няня и бабушка), Саша пресыщена общением со взрослыми и не обладает мотивацией общаться со взрослым в ситуации обследования. Посещает детский сад в течение последних 6 месяцев. Для наглядности и четкости изложения рассмотрим критерии оценки в таблице:

Критерии анализа

Ребенок 1-го года

Ребенок 3-х лет.

1. Характер общения с близким взрослым (в данном случае-матерью)

Преобладает интимно- личностная форма общения: девочка прижимается к матери, просится на руки, ползет к сидящей в отдалении матери и стремится забраться к ней на колени, придерживаясь за брюки; стремится обнять женщину, сидеть у нее на руках. Активно использует вокализации и экспрессивно -мимические жесты для привлечения внимания к себе и общения с матерью вообще. Цель общения- получить ответную ласку и нежность со стороны матери, поиск непосредственно-эмоционального контакта.
Речь, обращенная к ребенку, упрощенная, преобладает обозначение только конкретных предметов и действий, выразительная ласковая интонация речи. Взрослый чутко откликается на любые невербальные реакции ребенка, подкрепляя тем самым его общение и развитие ребенком коммуникативной ситуации.

Ситуативно- личностный компонент выражен очень слабо: девочка в общении с матерью пассивно- сдержанна, не проявляет инициативы, не стремится вызвать положительную реакцию со стороны матери, отсутствуют тесные телесные контакты матери с дочкой. Саша редко задает вопросы по поводу выходящей за рамки наличной ситуации, практическое сотрудничество со взрослым также не характеризует ее общение со взрослым. Саша скорее пресыщена общением с многочисленными людьми, ухаживающими за ней, и как следствие, не привыкла проявлять инициативу в общении. В общении с матерью пассивна: отвечает на поставленные вопросы и откликается на адресованное в ее адрес взаимодействие, но сама не инициирует его.
Обращения к ребенку носят характер коротких, грамматически правильных фраз, в которых встречаются двухактные инструкции и эмоциональное подчеркивание важных смысловых моментов неправильные обращения ребенка к взрослому исправляют, однако, взрослый нечасто побуждает ребенка к перефразированию неверных речевых оборотов и исправления невнятных фраз, так как стремится не только понять весь малыша, но и предвосхитить его слова, избавив тем самым ребенка от потребности говорить, передавать информацию в речи, что обусловлено детоцентристским типом воспитания.

2. Формальные семантические характеристики речи

Семантика: общественно-заданные, конвенциональные слова отсутствуют, немногочисленные членораздельные вербализации можно оценить как синкреты- непонятные слова, когда одним словом обозначается множество предметов (пример: "бо-бо"- телефон, говорить, звонить, общаться).
Синтаксис:Лексика: запас слов (вернее, псевдослов) активной речи ограничивается примерно 5 словами ( "бо-бо", ня-ня"- дай, надо, Надя, мама, сюда), которые понятны только ухаживающим за ребенком взрослым. Запас слов пассивной речи составляет 5-10 слов (нельзя, кушать, мама, Надя, папа, Лаз( имя няни) и некоторые другие простые слова).
Грамматика: о степени грамотности судить очень сложно, так как речь фактически не имеет предложений, даже двухсоставных. Речь только формируется и существует только в форме слов и слов-предложений ("ня-ня!"- в определенной ситуации значит: "Мама, дай мне поесть!")
Фонетика: речь невнятная , так как звуки и слова не соответстсвуют социальным образцам и понятны только близким взрослым. Развит фонетический, но не фонематический слух.
Прагматика: очередность при обмене сообщениями с партнерами соблюдается, однако, сам этот обмен контролируется непосредственно взрослым, благодаря эмоциональному подчеркиванию различных смысловых моментов речи. Речь выполняет функции коммуникативную и указательную.

Семантика: есть слова с конвенциональным значением, значением устойчивым, однозначным на основе существенного признака, которые понятны окружающим людям.
Синтаксис:
Лексика: запас слов активной речи соответствует возрастной норме и составляет примерно 600-700 слов. В речи присутствуют обобщающие понятия наряду с конкретными обозначениями ("птицы", "машины " транспорт", "еда").
Грамматика: хорошо развита флективная функция языка, предложения простые,но грамматически правильные ( "Мы с папой ездим на автобусе"). Употребляется падеж, стремление подражать речи взрослых, употребление многосоставных предложений. Используются предлоги , окончания, подчинительные союзы, согласование слов. Фонетика четкий фонематический слух и употребление фонем в активной речи, произношение отдельных звуков четкое, внятное, отчетливо произносятся отдельные части речи.
Прагматика: при общении соблюдается очередность обмена сообщениями с партнерами, преобладает учет позиции слушателя. Речь выполняет функции указательную, ре-чемыслительную, коммуникатив-ную. Присутствует понимание значения слов в зависимости от контекста ("Саша, ты же уже большая девочка, разве можно так поступать?", или, например , понимает свои прозвища).

3. Общий уровень развития речи.

Понимание речи (пассивная, импрессивная речь) существенно опережает развитие активной речи. Речь выполняет функции: коммуникативную функцию, которая выполняется только при включении взрослого в сложившуюся ситуацию, так как слова не имеют обобщенных конвенциональных значений, слов вообще нет; в некоторой степени речь обладает функцией указания на внешний объект или действие с ним ( часто эта функция выполняется жестом или экспрессивно- мимическими жестами)

Активная и пассивная речь в своем развитии находятся на одинаковом уровне, или пассивная незначительно опережает запас слов экспрессивной речи.

4. Общий уровень и общение

Преимущественные средства общения экспрессивно-мимические и жесты, так как речь не приобрела еще своих основных функций. Ребенок высоко инициативен в общении со взрослым, не только пассивно следует за инициативой взрослого, но и сам активно привлекает внимание к себе с помощью визга, смеха, вокализаций. Ведущая форма общения во взаимодействии с незнакомым взрослым- экспериментатором и близкими людьми- ситуативно-личностное общение с поиском ласки и нежности в свой адрес, надситуативно- познавательное общение еще не приобрело своей значимости в силу возрастных особенностей развития. Ситуативно- деловое общение не является ведущим в данном случае по причине того, что предметно- манипулятивная деятельность не приобрела своего ведущего значения, потребности в практическом сотрудничестве со взрослым еще нет, а следовательно деловой мотив как мотив общения не выдвигается.

Преимущественные средства общения - речевые, значительно реже используются экспрессивно- мимические и жесты; ведущая форма общения для ситуации обследования-ситуативно- деловая; нет попыток получить ласку от взрослого, и в то же время характерного для надситуативно- познавательной формы общения любопытства, выходящего за рамки наличной ситуации. Инициатива в общении целиком принадлежит взрослому, а ребенок лишь пассивно принимает ее вследствие собственной пресыщенности общением со взрослыми.

Отчет по спецпрактикуму \"Роль общения в психическом развитии ребенка\". Часть 2.