^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Отчет по спецпрактикуму "Роль общения в психическом развитии ребенка". Часть 2.

"Роль общения в психическом развитии ребенка".

Протоколы исследования: Ребенок 1-го года. Речевые пробы для диагностики развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка
Называние объектов
Надя не называет ни один из представленных ей объектов, так как активная речь у нее находится на начальной стадии развития (нет обобщающих слов, а только синкреты и вокализации), что в данном случае соответствует возрастной норме.
Идентификация изображений по названию

Ребенок не называет картинки, предложенные экспериментатором, но проявляет выраженную инициативу к ситуативно- личностному общению с исследователем: просится на руки, тянется потрогать лицо, прижаться к взрослому, издает визг от удовольствия общения с экспериментатором и вокализирует в ответ на его вопросы.
Называние изображений
Задание актуализирует ситуативно- личностное общение у ребенка, девочка стремится вызвать к себе нежность и ласку. Она малочувствительна к требованиям взрослого и даже не смотрит на предложенные картинки, так как они обладают для нее сугубо абстрактным содержанием. Она берет карточки по одной, бросает их, встает на ножки, начинает ходить по разложенным исследователем картинкам.
Понимание простых инструкций
Инструкции девочка не выполняет, что в данном случае соответствует возрастной норме. По словам матери, знает только запрещение «нельзя» и может реагировать на него.

Проба 1. Пассивный взрослый
Ребенок, находясь рядом с матерью, уже через 10 минут после появления экспериментатора обнаружил признаки отсутствия тревоги и страха в общении. Девочка начала инициировать ситуативно- личностную форму общения: подошла к исследователю, попросилась к нему на колени, попыталась самостоятельно забраться на них, цепляясь за брюки, тянулась к лицу исследователя, стремясь потрогать нос, глаза, уши. Активно вокализировала, была инициативна в общении.
Проба 2. Ситуация ситуативно-личностного общения
Ребенок стремится продолжать личностные контакты и даже не реагирует на предложения экспериментатора перейти к следующим пробам.
Проба 3. Индивидуальная предметная игра
Надя любит играть с большими объемными фигурами животных, она активно манипулирует ими, доставая и кладя в коробку, но как только исследователь предлагает сотрудничество, подойдя из дальнего угла комнаты ближе к ребенку, то девочка актуализирует ситуативно- личностную форму общения, стремится приласкаться. Игрушки, по сравнению с контактом со взрослым теряют всякий интерес и не привлекают ребенка. Личностное, а не деловое общение со взрослым играет в данном случае ведущую роль.
Проба 4. Совместная игра со взрослым/ситуативно-деловое общениеСитуативно-деловое общение в данном случае целиком и полностью уступает место ситуативно-личностному взаимодействию со взрослым. Делового сотрудничества в процессе манипуляции объектами не складывается и превалирующим для девочки становится не предмет, а именно взрослый, как даритель ласки и нежности.
Проба 5. Совместное разглядывание книжки
Данная проба вообще в этом случае исследования не позволяет активизировать познавательную активность девочки: она начинает играть книжкой, закрывает ее, беспорядочно листает, рвя страницы, бросает на пол, при этом сидит на коленях у экспериментатора, стремится прижаться к нему спиной, обнять.
Проба 6. Пассивный взрослый и незнакомый предмет
Незнакомый предмет (разборная игрушка- акула) не вызывает никакой исследовательской активности ребенка, даже не привлекает его внимания. Девочка не проявляет никакой инициативы в манипуляции игрушкой, не вовлечена во взаимодействие с ней.
Проба 7. Активный взрослый и незнакомый предмет
Как только предмет оказывается в руках у взрослого, то это начинает стимулировать интерес в ребенке: девочка берет игрушку из рук экспериментатора и разглядывает ее в течение 30 сек, поворачивая в руках, потом, отказавшись от манипуляций с ней, бросает на пол и стремится начать ситуативно- личностное общение со взрослым.
По итогам обследования ребенка 1-го года можно сделать вывод о превалировании у него ситуативно-личностной формы общения, которая «вытесняет» ситуативно-деловое общение с экспериментатором. Предмет не обладает возможностью побудить познавательную активность ребенка, привлекателен не предмет сам по себе, а только тот, что находится в руках у взрослого. Стремление к ласке является ведущим , по сравнению со стремлением к деловому сотрудничеству или познанию объектов. Объяснить в данном случае это можно не столько возрастными особенностями развития, а специфической ситуацией развития ребенка, которому недостает общения с близкими взрослыми - родителями, весь день она проводит в обществе няни, которая, возможно, не оказывается к Наде столь чуткой и внимательной как родная мать. И это порождает стремление ребенка при любой возможности компенсировать недостаток интимного, ласкового общения со взрослым через попытки ласкаться даже к незнакомому взрослому.

Ребенок 3-х лет.
Речевые пробы для диагностики развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка
Называние объектов
Девочка с легкостью, без затруднений, быстро называет все указанные экспериментатором объекты (например, ботинок, куклу» автобус, ковер, стул, окно, дверь, стол и др.)
Идентификация изображений по названию
Девочка легко идентифицирует изображение предметов по названию, легко ориентируется среди карточек, быстро называет изображенные предметы. Она сдержанная и безынициативна в общении: девочка откликается на воздействия взрослого, но не проявляет активной позиции в общении. К взрослому относится несколько отстраненно, не стремясь актуализировать ситуативно-личностное общение, не вовлечена во взаимодействие со взрослым преобладают неярко выраженные эмоции, нет настойчивости в продолжении проб.
Называние изображений
Девочка называет все предложенные ей изображения (кошка, собака, хлеб, петух, платье, ложка, яблоко, машина, чашка, корабль, поезд, автобус, грузовик, и др. из разработки). Более того, в словаре ребенка присутствуют обобщающие понятия (животные, посуда, мебель, еда, машины, транспорт), что свидетельствует о наличии таких функций речи, как номинативная, обобщающая, обозначающая.
Понимание простых инструкций
Девочка легко понимает и выполняет простые двухактные инструкции, такие как «Принеси синий мяч, который лежит у окна; положи медведя на край стола; дай кубик из большой коробки; дай куклу, которая сидит на стуле; поставь бегемотов в ряд). Ребенок выполняет пробу с удовольствием, но не проявляет настойчивости в продолжении активности, поддержании инициативы, поэтому как только вопросы взрослого заканчиваются, девочка остается спокойно сидеть без попыток инициировать какую-либо форму общения со взрослым. Девочка целиком и полностью следует за инициативой взрослого, предпочитает одноактные ответные действия. Она понимает оценку взрослого, но вяло реагирует на нее. Способность к выполнению речевых инструкций оценивается как высокая, ребенок понимает обозначение пространственного нахождения предметов, их обозначение. Понимает ненаглядные инструкции, выходящие за рамки непосредственно видимой ситуации.


Проба 1. Пассивный взрослый
Придя в комнату, девочка остается абсолютно пассивной. Она спокойно сидит на стуле, смотрит на экспериментатора и принесенные им предметы, но не пытается вовлечь взрослого в какую- то форму общения.
Проба 2. Ситуация ситуативно- личностного общения
общения
Девочка спокойно реагирует на прикосновения взрослого, то, что экспериментатор берет ее за руку, гладит по голове. Она не проявляет попыток к активной ласке и тем более к тому, чтобы самостоятельно вызвать эту форму общения. Эмоциональное отношение к общению- равнодушное. Умение развивать коммуникативную ситуацию отсутствует- девочка ждет инициативы взрослого.
Проба 3. Индивидуальная предметная игра
Индивидуальная предметная игра не проявляется в данном случае. Девочка не начинает манипулировать с предложенными ей объектами, а ожидает предложений взрослого по поводу того, что можно было бы с этими объектами сделать. Я предполагаю, что это вызвано не отнюдь низким уровнем предметной деятельности ребенка, а тем. что девочка вообще пресыщена общением со взрослыми в своей детоцентристской семье и не править ситуацию общения. Исследователь склонен объяснять это тем, что девочка воспитывается в детоцентристкой семье, где общению с ней уделяется нерационально большое внимание. Это создает ситуацию пресыщенности общением со взрослым, когда появление нового человека, и тем более предметов не вызывает выраженного интереса, а только желание пассивно следовать за взрослым.
По сравнению со средневыборочным, здесь отличается один показатель, а именно- развитие ситуативно- личностного общения. Если для выборки характерна высокая степень актуализации именно этой формы общения, то данное диагностическое обследование этого не выявило. Исследователь объясняет это тем, что диагностика развития речи проводилась исследователем не в домашней обстановке, а в группе д/с, который девочка посещает уже 6 месяцев, следовательно ребенок привык к отношениям с социальными взрослыми, к которым не принято ласкаться и вызвать на личностное общение. Всех взрослых, которые общаются с ней в д/с девочка привыкла воспринимать как социальных взрослых, дистантных. Кроме того, в приведенной выше таблице раскрыт тот факт, что даже в условиях общения с близким взрослым данная форма общения не актуализируется.

 Отчет по спецпрактикуму \"Роль общения в психическом развитии ребенка\". Часть 1.