^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста (семинар-практикум по психомоторике)

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
(семинар-практикум по психомоторике)
Двигательный акт это внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность не имела бы смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Отражение деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления) через мышечные движения — это психомоторика, двигательная активность.
Выполнение и закрепление любых навыков предполагает востребованность извне эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции.

 

Классификация движений
По ведущей цели действия

Рабочиедвижения— выполнение трудовых операций, профессиональной деятельности (укол медсестры, работа на компьютере).

Локомоциисовокупность координированных движений, с помощью которых человек перемещается в пространстве: ходьба, бег, лазание (человек идет на работу).
Мимикаипантомимика(жесты) — выразительные движения лицевых мышц и тела (смеемся, ругаемся, плачем, гневаемся, сжимаем кулаки, зажмуриваем глаза).
Естественно-органическиедвижения— двигательные акты, обеспечивающие выполнение физиологических функций организма (внутреннего характера — сердцебиение; внешнего — почесывание, мигание, дыхание). А также движения, способствующие оптимизации условий для психической деятельности, в первую очередь для восприятия (прикладывание руки к уху для улавливания звука, прищуривание глаз для зрительного восприятия, поворот головы, устремление туловища к источнику раздражения).
По уровню психической регуляции

  1. Непроизвольные.
  2. Произвольные.

Непроизвольныеэто рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Врожденные — глотательные движения, отдергивание руки от раздражителя. Также это движения, выполняющиеся бессознательно, но сформировавшиеся через обучение и многократное повторение (автоматизмы и навыки — ходьба, бег, речь, письмо, пользование посудой, одеждой). Непроизвольные движения в виде навыков составляют практически любые произвольные действия.
Произвольные— это двигательные акты, которые осуществляются под контролем сознания. Произвольному движению предшествует мысль о нем (причина движения).
Произвольная саморегуляция — способность к постановке целей, прогнозирование вероятных результатов, выбор адекватных средств достижения, контроль за поведением.
Здесь надо учитывать два фактора.
1. Биологический. Чтобы выполнять все указанные функции, мозг ребенка должен созреть, точнее должны созреть лобные структуры мозга, обеспечивающие произвольную саморегуляцию человека. Эти структуры в основном созревают к 9 годам, а окончательной зрелости достигают к 12 годам. Если ребенку предлагается задача, не соответствующая уровню зрелости мозга, усложняются требования, количество информации возрастает (сиди, смотри, слушай, быстрее, и при этом задача не замотивирована на интерес), возникают перегрузки.
Реакция на перегрузку (может быть отсроченной по времени): склонность к частым заболеваниям, аллергические реакции, элементы логоневроза (заикание), тики, навязчивые движения и эмоциональные нарушения.
2. Социальный. Произвольная саморегуляция не дана человеку изначально. Ее формирование зависит от родительских и педагогических вложений.
Случается, ребенок активный, неусидчивый (движение по принципу: с диким воплем, всем телом), а сосредоточиться, выполнить инструкцию, просьбу ему трудно. Это гиперактивный ребенок.
В Германии было проведено исследование гиперактивных детей. Проверялась координационная способность. Тестирование показало, что их умения находятся на нижней планке. При отставании в моторном развитии дети медлительны, дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены.
Вывод: гиперактивное поведение отрицательно влияет на координацию движений.
Таким детям необходимо:

  1. давать простые и четкие инструкции;
  2. ставить понятные задачи;
  3. оказывать помощь при выполнении.

Недостаток самоконтроля со стороны ребенка должен компенсироваться внешним контролем и структурированием действий.
Специальные двигательные упражнения улучшают память, внимание, пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Управление движением осуществляется через представление о движении и через словесную инструкцию.

Источник: Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).