^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Тетрадь по возрастной психологии. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте

Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте (2 часа)
Вопросы для обсуждения:

  1. Кризис рождения.
  2. Ведущий вид деятельности в младенчестве.
  3. «Комплекс оживления» и его значение для психического развития младенца.
  4. Социальная ситуация развития в младенчестве.
  5. Познавательная сфера в младенческом возрасте и роль взрослого в ее развитии.
  6. Кризис одного года и его проявления.

Задания для самостоятельной работы
1. Как вы понимаете и можете проинтерпретировать такие высказывания Э. Эриксона из его работы «Детство и общество»: «В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех» (С. 243).
«...Каждое поколение должно развиваться из своего детства и, преодолевая свой особый тип детства, должно развивать новый тип, потенциально многообещающий — и потенциально опасный» (С. 393).
2. Перечислите основные проявления кризиса 1 года и укажите на его значение для дальнейшего развития ребёнка.

3. Заполните таблицу:


Познавательный процесс

Особенности
развития в течение
периода

Уровень развития
к концу периода
(1 год)

Ощущение

 

 

Восприятие

 

 

Внимание

 

 

Память

 

 

Воображение

 

 

Мышление

 

 

Речь

 

 

Психолого-педагогические практические задачи 1. Бабушка часто говорит своей дочери, что внука, Ваню (3 мес.), не стоит часто брать на руки, а то он привыкнет и в кроватке лежать совсем не будет. Но дочь не соглашается с мнением своей матери и при любой возможности берет Ваню на руки. Кто прав, а кто нет в данной ситуации? Дайте психологический анализ ситуации.
(сост. Ю. Гацер)
2. Мама Насти (девочке 4 мес.) все время сидит в Интернете и подходит к ребенку только тогда, когда девочка плачет. Знакомые ей говорят: "Почему ты не разговариваешь с ребенком? На что мать Насти отвечает "Зачем это делать, она все равно ничего не понимает в этом возрасте." Правильно ли поступает мать Насти в этом случае?
(сост. Е. Воробьева)
3. Родители долго ждали появления на свет своего дитя. Когда же сын, наконец, родился, они были очень счастливы и в дальнейшем отслеживали каждые изменения в его развитии. Положив однажды 2-х месячного Мишу на животик, они заметили, что он начинает совершать ползающие движения. Родители решили, что их ребенок одаренный. Что же произошло на самом деле и правы ли родители?
(сост. Я. Коротченко)
4. Арина лежала в кроватке и, когда мама зашла в комнату, вдруг начала улыбаться, поворачивая голову к маме, размахивать ручками и ножками и весело гулить. Мама решила, что у её дочки будет исключительное чувство юмора, ведь девочка заметила смешных утят, нарисованных на новом халате мамы.
Права ли мама, если учитывать, что Арине 6 недель? Чем объясняется такое поведение малышки?
5. Наташу привезли из роддома и положили в кроватку, украшенную погремушками и мягкими игрушками. Малышка совсем не обратила внимания на украшения и почти сразу заснула. Молодая мама очень расстроилась, решив, что девочка какая-то неполноценная. Ведь она не обращает внимания на такую красоту и большую часть времени просто спит. Права ли мама? Почему?
Тестовые задания для самопроверки
1.В возрасте скольких месяцев ребенок научается ползать?
а) 10-11
б) 11-12
в) 8-9
г) 4-5
2.Назовите  возрастные границы младенчества по периодизации
Д.Б. Эльконина
а) 0-1
б) 2-1
в) 0-1,5
г) 0-2
3. В возрасте скольких месяцев ребенок научается сидеть?
а) 8-9
б) 3-4
в) 4-5
г) 6-7
4.  Первый объект, который ребёнок выделяет из окружающей
среды:
а) он сам
б) игрушка
в) человеческое лицо
г) окружающие его предметы
5. Центральное новообразование новорожденности:
а) комплекс оживления
б) улыбка
в) индивидуальная психическая жизнь
г) безусловные рефлексы
6. Ведущий познавательный процесс:
а) мышление
б) память
в) речь
г) ощущение и восприятие
7. Явление госпитализма – это отставание:
а) в физическом и психическом развитии
б) в развитии двигательной активности
в) в сенсорном развитии
г) в речи
8. Комплекс оживления включает в себя:
а) все ответы верны
б) вокализацию
в) улыбку
г) двигательное оживление
9. Среди познавательных процессов у младенцев ведущую роль
играет:
а) мышление
б) память
в) речь
г) ощущение и восприятие
10.К прогрессивным видам движения младенца относится:
а) ползание
б) сосание пальцев
в) ощупывание рук
г) раскачивание на четвереньках
11.Кризис первого года жизни не связан с:
а) первыми актами протеста
б) первыми словами
в) развитием ходьбы
г) эмоциональной привязанностью к матери
12.«Комплекс оживления» является:
а) первым проявлением потребности в человеческом общении
б) обязательным этапом нормативного развития
в) своеобразной границей между новорожденностью и собствен
но младенчеством
г) все ответы верны
13.К атавистическим рефлексам новорожденного относится:
а) реакция на позу кормления
б) обезьяний рефлекс цепляния
в) закрывание глаз при прикосновении к переносице
г) все ответы верны
14.Ведущий вид деятельности в младенчестве:
а) эмоциональное общение с людьми
б) эмоциональное общение с матерью или лицом её заменяющим
в) общение
г) эмоциональное общение со сверстниками
15.Кризис 1 года проявляется в:
а) негативной реакции на запрет
б) аффективных эмоциональных вспышках
в) оба ответ верны
г) оба ответа неверны

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Особенности психического развития детей раннего возраста, находящихся в условиях материнской депривации.
  2. Явление госпитализма.
  3. Влияние перинатального периода на развитие детей младенческого возраста.

Терминологический тезаурус:
Автономная речь, безусловные рефлексы, условные рефлексы, атавистические рефлексы, «комплекс оживления», кризис одного года, непосредственно-эмоциональное общение, новорожденный, кризис рождения.
Сформулируйте психологические рекомендации для родителей младенцев

Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с.
Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета