^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Статистика

Программа дошкольного образования "Успех"

Образовательная область «Cоциализация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех»

Одно из важных направлений развития современного ребенка-дошкольника - социально-личностное развитие. Оно отражено в приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23 ноября 2009 г.). В приказе отмечается, что содержание программы включает образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

В программе «Успех», подготовленной на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, задачи социально-личностного развития представлены в образовательных областях «Социализация», «Труд», «Безопасность». Остановимся подробнее на характеристике содержания образовательной области «Социализация».
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения первоначальных представлений социального характера, без включения в систему социальных отношений, т.е. вне социализации (от лат. socalis -общий, общественный).
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности. Социализируясь, ребенок осваивает окружающий мир и определяет в нем свое место. Социализация осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим ее началом.

Основные задачи психолого-педагогической работы по социализации дошкольников в программе «Успех»:
• развитие игровой деятельности;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
• формирование первичных тендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, тендерных отношениях и взаимосвязях);
• формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
• формирование первичных представлений об обществе (ближайший социум и место в нем);
• формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, малой и большой Родине, ее природе) и чувства принадлежности к нему;
• формирование первичных представ лений о мире (планета Земля, многообра зие стран и государств, население, природа и др.).

Специфика реализации данных задач в ДОУ определяется федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также концептуальными положениями программы «Успех» (комплексно-тематический принцип ее построения, основу которого составляет календарь праздников, гендерный подход к образованию детей дошкольного возраста и др.). Данная специфика проявляется в следующем:
• решение вышеназванных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что такое хорошо и что такое плохо, в конкретных примерах добрых дел и поступков);
• выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как все содержание программы пронизано разнообразными социализирующими аспектами; • значительное место в реализации данной образовательной области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.
При разработке содержания образовательной области «Социализация» мы опиралась как на возрастные особенности дошкольного возраста в целом, так и на специфику каждого возрастного этапа дошкольного детства. Поэтому задачи психолого-педагогической работы, представленные по возрастным подпериодам: 3-4 года. 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, демонстрируют определенное усложнение.
Так, задачами приобщения детей 3-4 лет к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми являются:
• развитие э м о ц и о н а л ь н о й отзывчивости (сочувствие к близким людям, привле кательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, сопережи- вание с ними, адекватный отклик на радостные и печальные события в семье, детском саду);
• формирование умения общаться (от клик на предложение общения, установле ние вербальных и невербальных контактов с людьми), выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, убирать иг рушки и др.), оказывать посильную помощь;
• привлечение к коллективным играм и занятиям на основе установления положительных взаимоотношений с педагогом и некоторыми детьми, соблюдения отдельных норм и правил поведения (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку; сдерживать себя, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и др.);
• формирование, уточнение и обогащение нравственных представлений на примерах положительного (отрицательного) поведения, хороших (плохих) поступков из жизни, литературы и соответствующего нравственно-ценностного словаря (хорошо-плохо, красиво-некрасиво, добрый-злой и др.);
• формирование умения действовать (по указанию взрослых и самостоятель но), придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, совершать нравст венно направленные действия под влия нием социальных чувств и эмоций (погла дить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.).
У детей 4-5 лет программа «Успех» рекомендует:
• развивать эмоциональную отзывчивость (сочувствие к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, сопереживание, совместная радость); адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);
• инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и с детьми;
• формировать умение выполнять просьбы и поручения взрослых (напри мер, «Помоги накрыть на стол», «Полей вместе со мной цветы» и др.);
• развивать положительное отношение к выполнению норм и правил поведения (например, «Нельзя громко кричать, потому что другие дети меня не услышат»);
• формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать партнерам, считаться с их желаниями, помогать и др.);
• развивать нравственные чувства и эмоции (стыд, любовь и др.);
• формировать представление о нормах и правилах поведения, отражающих два-три противоположных моральных по нятия (взаимопомощь («взаимовыручка») - себялюбие, жадность - щедрость и др.); умение приводить соответствующие при меры из жизни, литературы и др.;
• развивать нравственно-ценностный словарь (жадность, щедрость, помощь, по мощник и др.); • формировать умение по просьбе взрослого и самостоятельно совершать нравственно направленные действия (по делиться, помочь одеться и др.).
В 5-6 лет у дошкольника:
• развивают интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, умение инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры со стороны других людей;
• развивают умение взаимодействовать в различных видах деятельности;
• формируют умение устанавливать положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками в коллективных играх и на занятиях на основе соблюдения норм и правил поведения (не мешать, не ссориться, договариваться, помогать и др.);
• развивают нравственные чувства и эмоции (любовь, ответственность, гор дость, стыд), формируют представления о нормах и правилах поведения, отражаю щих три-четыре основных моральных по нятия, умение приводить два-три соответ ствующих примера из жизни, литературы и использовать соответствующую мораль но-оценочную лексику (справедливо- несправедливо, смелый-трусливый и др.). Образовательная область «Социализация» включает также задачи:
• формирования умения выполнять по ручения, просьбы взрослых и детей в дет- ском саду (дежурства, поручения типа «Отнеси книгу, пожалуйста», просьбы типа «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается!» и др.) и семье (собрать игрушки, полить цветы, украсить новогоднюю елку и др.);
• формирования умения по просьбе взрослых и самостоятельно совершать нравственные действия и поступки, а так же совершать положительный нравствен ный выбор (как воображаемый, так и ре альный, например отказаться от чего-либо приятного или выгодного в пользу близко го человека).
Круг задач для детей 6-7 лет включает:
• формирование умения вежливо вступать в общение и взаимодействие;
• развитие эмоционального отношения к окружающей действительности (сочувствие, сопереживание, сорадование);
• формирование представлений о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть), о нормах и правилах поведения (в том числе моральных), формирование умения соблюдать их, совершать нравственные действия (поделиться чем-либо, придвинуть стул и предложить сесть, утешить обиженного и др.).
Детей учат понимать содержание некоторых моральных понятий (честность-лживость, скромность-нескромность (зазнайство) и др.), различая близкие по значению понятия (например, жадный-экономный), и приводить соответствующие примеры из жизни, литературы, употребляя адекватную морально-оценочную лексику. Детей побуждают совершать положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей.
К задачам формирования первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире у детей 3-4 лет относят:
• формирование положительной самооценки, представлений о личных данных (имя, возраст в годах), о принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада, о своей (и других людей) половой принадлежности, об элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины силь- ные и смелые; женщины нежные, заботливые и т.п.), о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), об именах ее членов, о заботе членов семьи друг о друге;
• развитие интереса к жизни детского сада (детей учат называть его работников по имени и отчеству, здороваться, прощаться с ними и с детьми);
• стимулирование желания поддерживать порядок в группе, бережно относиться к игрушкам, личным вещам, растениям, животным;
• побуждение задавать вопросы о себе, о родителях, о том, что было, что произойдет в ближайшем будущем, рассказывать о том, где гуляли (в парке, на даче);
• формирование умения называть город (село), страну, в которых живет; • воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, страны (в дни праздников, знаменательных событий).
У детей 4-5 лет:
• продолжают развивать положительную самооценку на основе выделения собственных позитивных качеств, особенностей («Я веселый и умный!», «У меня хорошо получается рисовать динозавров!» и др.);
• формируют представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах);
• развивают интерес к прошлому и будущему, побуждают задавать вопросы о себе, родителях, школе, профессиях взрослых;
• продолжают формировать представ ление о половой принадлежности и прояв лениях тендерных ролей людей (мужчины ответственные, сильные, защищают сла бых; женщины заботливые, ласковые; мальчикам нельзя обижать девочек, надо заступаться за них, вести себя с ними веж ливо).
У детей 5-го года жизни:
• формируют представление о семье, ее составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры, дядя, тетя и др.), своей принадлежности к ней, об обязанностях членов семьи и самого ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и др.);
• формируют представление о себе как о члене группы детского сада, обогащают представления о нем и его сотрудниках, привлекают к их поздравлению с днем рождения, с праздниками и др.;
• формируют представление о своей национальности, национальности родителей, своем адресе (страна, город или село, улица), столице России, ее президенте, флаге государства, государственных праздниках (День государственного флага и др.), Российской армии, некоторых родах ее войск и об отдельных исторических событиях;
• воспитывают любовь к родному краю, знакомят с названиями главных улиц города (села), с его достопримечательностями.
В 5-6 лет у детей:
• продолжают развивать положительную самооценку на основе выделения собственных достоинств («Я научился кататься на велосипеде»), перспектив в развитии («Зимой буду учиться кататься на лыжах вместе с папой»);
• формируют представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах), умение называть их в типичных ситуациях;
• формируют представление о собственной (и других людей) половой принадлежности (мальчик-девочка, мужчина-женщина) и тендерных ролях (мужчины работают, обеспечивая семью, служат в армии, в случае войны защищают Родину; женщины рожают детей, заботятся о близких и др.);
• расширяют представление о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети, двоюродные братья и сестры), родственных связях и зависимостях («Я сын для мамы, а для бабушки я внук», «Тетя Катя - дочь моей бабушки Оли»), профессиях, занятиях родителей, родственников, развивают желание рассматривать фотографии, акцентируя внимание на внешнем сходстве с ними;
• формируют умения выполнять семейные обязанности (сервировать стол, кормить рыбок в аквариуме и др.), участвовать в семейных традициях (изготовление елочных украшений к празднованию Нового года, подарков к праздникам и др.).
У детей 6-го года жизни:
• расширяют представления о своем адресе (страна, город или село, улица, дом, квартира), о себе как о члене группы детского сада, участвующем в совместных с другими играх и занятиях, и др.;
• детей привлекают к организуемым в детском саду спектаклям, праздникам, продолжают формировать уважительное отношение к работникам детского сада;
• развивают чувство гордости за собственные успехи и достижения, успехи и достижения близких, людей, живущих в России;
• расширяют представления о родной стране, государственных и народных праздниках, о России как огромной многонациональной стране, формируют умение показывать ее на карте (моря, реки, горы, леса, отдельные города); формируют представление о символах государства (флаг, герб), о столице России - Москве, о некоторых выдающихся людях страны (писатели, композиторы и др.).
У детей 7-го года жизни:
• расширяют представления о Российской армии, почетной обязанности защищать Родину, обеспечивать ее безопасность, о сражениях, в которых участвовали прадеды, деды, отцы (беседы с военными, ветеранами, рассматривание картин, репродукций, альбомов с военной тематикой и др.);
• продолжают формировать интерес к малой Родине, представления о достопримечательностях, культуре, традициях и выдающихся людях родного края; • формируют представление о некоторых государствах (Россия, Украина, Белоруссия, Германия, Англия, США и др.) и их населении.
У детей 6-7 лет:
• развивают положительную самооценку на основе выделения собственных особенностей, достоинств («Я хорошо рисую»), возможностей («У меня хороший голос - я смогу учиться пению»), перспектив в развитии («Скоро буду школьником»);
• формируют умение называть личные данные (имя, отчество, фамилия, возраст (сколько полных лет и месяцев), дата рождения) в типичных и нетипичных ситуациях;
• формируют представления о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях между детьми и между взрослыми (например, «Когда я женюсь, то буду мужем, для своих детей я буду отцом»);
• расширяют представления о составе семьи за счет сведений о некоторых родст- венных связях (например, свекровь-невестка, теща-зять), о профессиях, интересах и занятиях родителей, родственников;
• формируют интерес к своей родословной посредством изображения генеалогического древа, рассматривания семейных фотоальбомов, рассказов об интересных случаях из жизни родственников;
• развивают интерес к участию в семейных традициях и праздниках, в выполнении семейных обязанностей;
• формируют представление о собственном адресе (страна, город или село, улица, дом, квартира) и номере телефона, об адресах и о номерах телефонов близких родственников;
• побуждают поздравлять родителей и родственников с праздниками;
• развивают чувство гордости за семью, используя почетные грамоты, награды родителей и родственников;
• продолжают формировать представление о принадлежности к группе людей (член группы детского сада, ученик музыкальной школы, будущий школьник и др.);
• закрепляют умение ориентироваться в помещении детского сада, на участке, пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц, называть номер и адрес детского сада;
• закрепляют умение выполнять общественные обязанности, поручения, участвовать в коллективных делах (спектакли, дежурства, изготовление подарков для благотворительных акций и др.);
• расширяют представления о школе, развивают интерес к ней и желание учиться.
У 6-летних детей углубляют представления о Родине, развивая чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом, чувство любви к малой и большой Родине.
У детей 7-го года жизни:
• продолжают формировать представление о государстве (президент, правительство, армия, милиция и др.), его символах (флаг, герб, гимн), закрепляют и расширяют представления о столице России, государственных праздниках, малой и большой Родине (достопримечательности, выдающиеся люди города или села, региона, страны, природа);
• обогащают представления об армии, воспитывают уважение к защитникам Отечества, формируют представление о способах выражения уважения к памяти павших бойцов (возложение цветов, венков к памятникам, к Вечному огню и др.);
• развивают интерес к общественным явлениям в стране (праздники, выборы, благотворительные акции и др.);
• продолжают формировать представление о России как многонациональной стране, воспитывая уважение к людям разных национальностей, их обычаям;
• развивают стремление приобщиться к истокам народной культуры;
• продолжают развивать интерес к страноведческим знаниям, формируют представления о планете Земля как об общем доме, многообразии стран и государств (европейские, азиатские и др.), их особенностях, о своеобразии природы планеты; учат показывать на карте и на глобусе континенты и некоторые страны;
• формируя представления о населении разных стран, об их особенностях, о национальностях людей, воспитывают челове- колюбие, толерантность, желание жить в мире со всеми народами;
• формируют представления о некоторых важных мировых событиях (например, Олимпийские игры), о месте России в мире (большое и сильное государство, которое уважают другие страны, стремящиеся жить с ним в мире).
В основу программы «Успех» положен принцип интеграции содержания дошкольного образования. Некоторые возможности интеграции содержания образовательной области «Социализация» с содержанием других образовательных областей программы представлены ниже.
Задачи социализации решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Реализация образовательных задач в процессе совместной деятельности взрослого и детей осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности и в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Примерные виды интеграции области «Социализация»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
• «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и с детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения)
• «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, тендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)
• «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности)
• «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)
• «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами)
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
• «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)
• «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)
• «Познание» (использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание»)
• «Коммуникация», «Безопасность» (использование сюжетно-ролевых, режиссерских игр и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей)
При этом средства, формы, методы психолого-педагогической работы могут быть разнообразными: игровые упражнения, игры, чтение, беседы (социально-нравственного содержания, личностно-доверитель-ные и др.), наблюдения, различные виды педагогических ситуаций, экскурсии, праздники и др.
Программа «Успех» построена в соответствии с комплексно-тематическим принципом. Организационной основой реализации программы «Успех» является примерный календарь праздников (событий), ориентация на который позволит педагогам решать разнообразные психолого-педагогические задачи.
Помимо эмоционально насыщенной составляющей праздник заключает в себе общественно выработанное культурное содержание, обеспечивающее познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие ребенка-дошкольника. В условиях подготовки и проведения праздников, подведения его итогов ребенок проявляет познавательную и коммуникативную активность, осваивает сведения социального характера, овладевает способами деятельности, включается в разнообразные формы сотрудничества с другими детьми и взрослыми и др. Несмотря на то что все праздники, являясь культурной составляющей общества, предполагают социализирующие влияния на его членов, можно условно выделить группы праздников, особо значимых для решения задач образовательной области «Социализация». Это праздники, обеспечивающие возможности формирования у детей:
• личностной принадлежности (День защиты детей и др.);
• тендерной принадлежности (Международный женский день и др.);
• семейной принадлежности (Международный день семьи и др.);
• гражданской принадлежности (День России и др.);
• принадлежности к мировому сообществу (Всемирный день приветствий-и др.).
Важными для социализации детей являются профессиональные праздники (День строителя и др.) и праздники с выраженной нравственной составляющей их содержания (Международный день инвалидов и др.).
Предполагаемые результаты освоения Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех», значимые для семьи, общества и государства, выражены в понятии «качества». Итоговый результат освоения программы - сформированные интегративные качества ребенка (личностные, физические, интеллектуальные). Их отдельные составляющие выступают в виде промежуточных результатов. Они раскрывают динамику формирования интегративных качеств в каждом возрастном периоде дошкольного детства.
В программе «Успех» определены проявления качеств, сформированных в процессе реализации образовательной области «Социализация».

Приведем примеры таких проявлений для ребенка 4 лет.
• Любознательный, активный. Проявляет интерес к социальной стороне действительности, задает вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он еще не родился, и т.п. Проявляет интерес к совместным играм со взрослыми и с детьми.
• Эмоционально отзывчивый. Проявляет сочувствие к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживает им. Адекватно откликается на радостные и печальные события в семье, детском саду. Радостно откликается на предложение поиграть.
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Откликается на предло жение общения. Обнаруживает попытки в установлении вербальных и невербальных контактов со взрослыми и с детьми в раз личных видах деятельности. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанав ливая положительные взаимоотношения со взрослыми (родителями, педагогами) и с некоторыми детьми на основе соблюде ния элементарных моральных норм и пра вил поведения (здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.).
• Способный управлять своим поведени ем и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, со блюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеет отдельные, немногочисленные нравственные представления, которые требуют уточнения и обогащения, а иногда и коррекции. Различает хорошие и плохие поступки, добрых и злых людей, героев литературных произведений и т.д. В речи данные представления выражает словами «хороший» («хорошо») - «плохой» («плохо»), «доб-рый»-«злой». Приводит отдельные примеры (хотя бы один) положительного (нравственного) и отрицательного (безнравственного) поведения из жизни, мультфильмов, литературы и др. Обнаруживает способность действовать по указанию взрослых и самостоятельно, придерживаясь основных разрешений и запретов, а также под влиянием социальных чувств и эмоций. В практике общения и взаимоотношений в отдельных случаях самостоятельно совершает нравственно направленные действия (например, погладил по голове, утешая друга). Охотно совершает подобные действия по чьей-то просьбе.
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Воспроизводит самостоятельно или по указанию взрослого несложные образцы социального поведения взрослых или детей, персонажей литературных произведений, мультфильмов и т.д. в играх, повседневной жизни. Выполняет игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу». Умеет играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов с двумя-тремя детьми, к которым испытывает симпатию, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и т.п. Выполняет несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил ее, уложил спать и т.п.), используя соответствующие предметы и игрушки. В театрализованных и режиссерских играх умеет последовательно отражать игровые действия (например, по сказке «Колобок»), имитировать действия персонажей (например, в сказке «Репка» персонажи тянут репку, уцепившись друг за друга, и т.д.), передает несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности (например, мимика, жест, движение), делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Положительно оценивает себя. Знает свое имя, возраст в годах, свой пол и элементарные проявления тендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женщины заботливые и нежные и т.п.). Относит себя к членам семьи и группы детского сада. Называет близких родственников (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), город или село и страну, в которой живет.
И. СУШКОВА,
доктор педагогических наук,
заведующая кафедрой дошкольной и
коррекционной педагогики,
Елецкий государственный университет
им. И.А. Бунина

Рекомендуемая литература
1. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. №7.
2. Сушкова И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни: актуальные вопросы теории и практики: монография. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
3. Сушкова И.В. Нравственный выбор (педагогическое регулирование в дошкольном детстве) // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2007. № 6. 4. Сушкова И.В. Как объяснить дошкольнику, что такое добро и зло // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008. № 10.
5.Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2008. (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» 1).
6. Федина Н.В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. T.l (№ 1). Елец, 2010.

Источник: журнал "Дошкольное воспитание", N5, 2011г.