^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Круглый стол по духовно - нравственному воспитанию для учителей и воспитателей "Право на безопасность"

«Право на безопасность»
Круглый стол по документальному фильму «Растление»
автора сценария и режиссера Г.И. Царевой

Подготовительный этап.

  • Просмотр всеми участниками семинара документального фильма «Растление» автора сценария и режиссера Г.И. Царевой.
  • Запись отрывков из различных детских кино- и мультфильмов на DVD - диск.
  • Подбор советов светских психологов для женщин и мужчин из современных глянцевых журналов.
  • Подбор музыки (фоновой).
  • Рассказ «Барби» Бориса Ганаго.

 

Материал:
Листочки бумаги на каждого участника, ручки или карандаши.

  • Телевизор, DVD –проигрыватель, необходимые диски.
  • Магнитофон, диски.
  • Выставка литературы.
  • На мольбертах цитаты:

1. «…— Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен,— произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову.— Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! а это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. Тридцать копеек, да-с. А ведь и ей теперь они нужны, а? Как вы думаете, сударь мой дорогой? Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить. Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота?...»
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.
2. Молодость уязвима как раз потому, что она молодость. На не учитывает ничьих ошибок и ничего не знает о жизни. То есть знает о жизни в данный момент, а не о жизни вообще.
Каждый приходящий в этот мир все начинает заново, то есть как бы со дня сотворения мира, зачем? Ведь есть – были! – те, кто приходил раньше, и вот бы с них начать!

  • Для каждого участника памятки:

За деньги можно купить:

  • Кровать, но не сон;
  • Еду, но не аппетит;
  • Книгу, но не ум;
  • Развлечение, но не веселье;
  • Секс, но не любовь;
  • Лекарства, но не здоровье;
  • Связи, но не дружбу;
  • Икону, но не веру;
  • Место на кладбище, но не на небе.

Обычно поколение старых (пожилых) людей считает, что прошлые времена были гораздо лучше, чем нынешние. Времена сами по себе ни хороши, ни худы, они бывают такими, какими их делают люди. Поэтому было бы правильно поставить вопрос так: лучше или хуже становятся люди?
Посмотрим, прежде всего, на окружающую нас молодежь. В их нравственности, образовании и занятиях во время досуга, как в пророческом зеркале, можно узнать их судьбу.
Наблюдайте за юношеством. Понятно, не надо уж слишком строго осуждать глупости, свойственные их возрасту. Кому не известна буйная молодость, когда человек, еще полуюноша, полумуж, живет пылким и страстным воображением? Вспомним нашу молодость! Не то ли было когда-то с нами? Главное, строго наблюдайте, зорко следите, какие чувства движут их сердца: трудолюбие или праздность, похоть или целомудрие, любовь или ненависть, созидание или разрушение… Грустно, тяжело, сердце разрывается, когда видишь, как молодое поколение в полном расцвете сил разрушается ядовитой росой всех пороков!..
Многие родители полагают, что эта ядовитая роса не коснется их молодой поросли и благодушествуют в бездейственном недомыслии и беспечности в деле воспитания своих сыновей.
Но вот некоторые статистические данные заставят нас, взрослых, очнуться от безбожного равнодушия.
К 2002 году мы «достигли» следующих показателей:

  • средний возраст, с которого молодежь начинает травить себя алкоголем, уменьшился за период 1991 — 2001 год на 4,5 года; если в 1991 году она начинала пить (в среднем) в 15,5 года, то в 2001-м — в 11 лет;
  • поглощают алкогольные яды (включая пиво) ежедневно или через день 33,1% юношей и 20,1% девушек;
  • разовая доза потребляемых молодежью алкогольных напитков довольно велика: вина — 0,26 литра, водки — 0,23 литра, коньяка - 0,13 литра, другой сильнодействующей отравы (ром, джин, виски) — 0,17 литра, самогона — 0,18 литра;
  • сейчас в Беларуси курят около 75 % мужчин и 40 % женщин;
  • возраст, с которого дети начинают сегодня курить, составляет в среднем 10 лет;
  • табачная эпидемия в нашей стране убивает 300 тысяч человек в год, а алкогольная — 700 тысяч;
  • средний возраст, с которого молодежь начинает приобщаться к наркотикам, с 1991 года снизился на 6 лет; если в 1991 году приобщение происходило в среднем с 17,6 года, то в 2001 году — в возрасте 11,3 года;
  • 7,9% молодежи потребляют наркотик ежедневно;
  • по уровню интеллектуального развития школьники опустились с первого на пятнадцатое место в мире;
  • 65% мужей и 40% жен не соблюдают супружеской верности;
  • на одни роды в нашей стране приходится два аборта;
  • каждая вторая семья распадается;
  • всего лишь 3,5% детей рождаются без психических и физических отклонений...

Разве это не самоуничтожение нации?

В Программе «Пралеска» так определены цель и основные задачи воспитания и обучения в дошкольном возрасте:

Цель образованияв дошкольном учреждении — гармоническое разностороннее развитие детей.
Основные задачи воспитания и обучения:

  • охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
  • формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника;
  • обеспечение полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности);
  • воспитание личности ребенка, развитие ее творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности;
  • приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.

Сегодня мы с вами попытаемся выяснить:

  • входит ли в понятие «гармоническое разностороннее развитие ребенка» половое воспитание;
  • что такое половое воспитание;
  • надо ли половое воспитание уже в дошкольном учреждении.

Задание участникам круглого стола: запишите на листках, как вы понимаете, что такое половое воспитание. В конце нашей встречи вы посмотрите, изменилось ли ваше мнение по этому вопросу.
А сейчас обратимся к фильму. Отрывок из документального фильма «Растление» автора сценария и режиссера Г.И. Царевой.
А теперь посмотрим, насколько эти проблемы касаются нас. Предложить конспекты занятий из книги: Особенности воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте: Методические рекомендации. – Витебск: ИПК и ПРР И СО, 1998 (приложение 1). Все знакомятся с конспектами, затем обсуждают прочитанное.
Опора государства — это полноценная, крепкая в экономическом и духовном плане семья. Неполноценные, нищие и ущербные семьи никогда не смогут составить мощное, обороноспособное государство с патриотически настроенными армией и флотом, где не будет места наркомании и дедовщине, разного рода уголовщине, но — во всем порядок и воинская честь.
Сейчас мы поговорим о любви и семье.
Задание участникам круглого стола: Запишите на листках, как вы понимаете любовь и что для вас значит семья.
После обсуждения участникам предлагаются выдержки о семье из выступлений Матери Терезы и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (приложения 2,3)
А сейчас мы вернемся в детский сад и поговорим об игрушках, вернее, об одной из них: Разговор о Барби.
До сих пор не остывают научные споры о самой знаменитой кукле: кукле Барби. Так вредная она или полезная игрушка? Участники круглого стола высказываются по теме. Затем им предлагается рассказ Б. Ганаго «Барби» (приложение 4).
Заключение
Есть такая организация — Российская ассоциация планирования семьи. Вдумаемся в название: «Планирование семьи».
Что же означает в таком разе слово «планирование»? Может, составление плана: как должна развиваться семья, как должен строиться ее бюджет, как нести расходы, как взаимодействовать друг с другом, чтобы не ссориться? Нет! Не этим озабочены сегодняшние сухомлинские и макаренки. Они учат, как управлять процессом деторождения, чтобы жить не по воле Божией, а по своему хотению. Дети — это ответственность, это трудности, это жертвенность наконец. Человек, имеющий детей, уже не может порхать по жизни, как бабочка, в бесконечном поиске развлечений. Ему от многого придется отказаться ради ребенка, которого надо выносить, выкормить, вырастить, выучить, обуть-одеть, лечить от болезней, воспитывать... Чем больше детей, тем больше проблем — это всем понятно.
Поэтому люди, которые ориентируются на развлечения и удовольствия, стараются, даже в законном браке, иметь поменьше детей, одного - двух, а то и вообще не иметь ни одного. Другие же и в брак не хотят вступать — предпочитают грех, блуд. А в блуде — какие же дети?.. Вот и «планируют» кто как хочет.
(Как разврат влияет на вымирание народа?)
Традиционными ценностями нашего народа всегда были бескорыстие, братолюбие, целомудрие.
Когда же всем классом обсасывают со всех сторон тему полового воспитания подростков, то это не просто отсутствие у взрослых дядей и тетей всякого благочестия, но, если хотите, — это преступное разрушение национальной системы ценностей.
Может быть, кто-то подумает, что на Руси никогда не было никакого полового воспитания молодежи. Возразим — было всегда! У верующих есть и сегодня. Только оно ведется в семье. Когда мальчика учат бесстрашию, мужеству, ответственности, а девочку аккуратности и хозяйственности, — но и тех и других, прежде всего, целомудрию — это и есть половое воспитание.

Приложение 1
Из книги: Особенности воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте: Методические рекомендации. – Витебск: ИПК и ПРР И СО, 1998.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "КАК Я ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ?" (старшая группа)
Программное содержание: воспитывать познавательную активность у детей, учить детей реально воспринимать мир, вступать в речевые контакты и разъяснять друг другу особенности информации и практического применения знаний. Способствовать умению создавать и поддерживать радостное настроение, желание доброго общения со сверстниками и взрослыми.
Предварительная работа: воспитатель дает задание детям побеседовать с родителями о том, как они появились на свет. Предложить детям принести свои детские фонографии в любом возрасте.
Материал: картинки с изображением матери и ребенка, силуэты женщины и мужчина, фотографии детей.
Ход занятия
На столе разложены детские фотографии, которые дети принесли из дома. Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии и поделиться своими впечатлениями (дети говорят друг другу о своих родителях, о себе). После просмотра фотографий воспитатель говорит:
- Дети, вы помните, я давала зам домашнее задание, спросить у родителей, папы а мамы, откуда вы взялись. Вы выполнили его? (ответы детей)
- Хорошо, о том как вы появились на свет, вам рассказали ваши родители. А теперь послушайте, что расскажу вам я.
- Взрослые мужчины обычно выше женщин. Они сильные, у них широкие плечи, узкий таз (показать). У женщин широкий таз и округлые груди (показать). Для чего природа их так сотворила? Чтобы женщина могла носить в свое ребенка, родить его, когда придет зремя, кормить своим молоком. Взрослые решают родить ребенка, когда они крепко любят друг друга. Сначала молодая девушка и юноша встречаются, знакомятся ближе. Влюбленные не хотят разлучаться, они женятся и начинают жить вместе в одном доме - образуют семью. Им все приятно делать вдвоем: убирать дом, готовить еду, гулять, спать. Когда они остаются одни, говорят друг другу нежные слова, обнимают и целуют друг друга. Потом муж и жена решают иметь ребенка. Живые частички папы и мамы встречаются, сливаются в зародыш, который начинаем расти в теле матери. Вы тоже были такими маленькими зародышами, которые полечились из частичек палы и мамы. Постепенно вы росли, превращались в маленького человечка. Внутри мамы вам было тепло и уютно. Вы становились большими, и увеличивался мамин живот, груди. Когда прошло девять месяцев, подошел час вашего рождения. Папа отвез маму в специальную больниц?, которая называется роддом, где врачи помогли вам появиться на свет. Вы были беззащитны, как и все новорожденные: не могли ходить, держать голову, у вас не было зубов. Мама кормила вас молоком, вместе с папой пеленала вас, чтоб было тепло. Они стирали пеленки, успокаивала, когда вы плакали. Теперь вы достаточно большие и сами можете помогать родителям.
Сюрпризный момент:
- Здравствуйте, дети. Вы знаете, кто я? (Ответы детей )
- Да, я аист. Я приношу детей.
В-ль: Да что ты, аист? Мы с детьми знаем, как появляются дети. Вот послушай, дети тебе расскажут. (Рассказы детей, обобщающая беседа) В конце воспитатель говорит детям и аисту:
- Тот день, когда появился маленький человечек на свет, называют днем его рождения, Это радостное событие, которое весело празднуют: поют песня, танцуют, играют.
- Давайте и мы споем песню, которая называется "День рождения".
(Под музыку дети исполняют песню и танцуют)


КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "КАК Я ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ"
Программное содержание: Закрепить знания детей о различии полов, о существовании детородных частей тела. Правдиво, серьезно и откровенно подвести детей к понятию, как они появились на свет»
Словарная работа: влагалище, половой член, детородные органы, матка, яйцеклетка, сперматозоиды, беременность, рождение ребенка.
Предварительная работа:
1. Выслушивание версий ребенка, как он появился на свет: "принес аист", "нашла в капусте", "плавал в пруду с лягушками и его вытащили и взяли домой", "купили в магазине" и т.д.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением мальчика и девочка (обнаженных).
3. Чтение рассказов о том, как курица или другая птица высиживают цыплят, птенцов, как происходит опыление цветов.
Ход занятия
Прослушивание английской песенки в переводе С.Я.Маршака "Из чего же сделаны наши мальчишки, наши девчонки".
- А сегодня на занятии мы с вами убедимся, так ли это. Итак, вы знаете, что есть мальчики и есть девочки. Чем отличаются мальчики от девочек? (одежда, длина волос и т.д.) Но не только этим. У мальчиков внизу есть такой орган, похожий на трубочку (половой член), у девочек - влагалище, потому что они устроены совсем по-другому. Эти органы называются детородными органами, т.к. участвуют в рождении детей. Есть органы, ответственные за дыхание - легкие, за пищеварение - желудок, кишечник, сердце - отвечает за движение крови по всему телу. Детородные органы предназначены для того, чтобы рожать детей, они находятся в нижней части тела.
Когда дети вырастают, мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами. У женщин в животе есть маленькие клетки-семечки, они похожи на маленькие-маленькие желточки и называются яйцеклетками. А у мужчин есть другие клетки-семечки, они называются сперматозоидами. Чтобы появился ребеночек, их клетки-семечки должны встретиться и соединиться. Это может быть только тогда, корда мальчики и девочки становятся совсем взрослыми мужчинами и женщинами. (Обязательно взрослыми.)
Когда мальчик и девочка уже будут взрослыми, они могут понравиться друг другу и полюбить друг друга. Тогда они захотят быть всегда вместе, жить в одном доме и помогать друг другу. Они поженятся: мужчина станет мужем, а женщина - женой. Появится новая семья.
Но чего-то в этой семье еще не хватает. Правильно, ребеночка, похожего на них. Тогда они решают стать палой и мамой. Папа при помощи своего органа-трубочки закладывает через дырочку свою клеточку-семечко внутрь. А там мамина и папина клеточки-семечки встретятся, соединятся, и из них начинает расти ребеночек. Для него в живота у мамы есть специальное место, его называют "матка". Там тепло и хорошо, как в гнездышке. Сначала ребенок совсем маленький, как капелька. Но мама делится с ним силами, и он растет, становится как ягодка, потом как яблоко, потом еще больше. Он растет, и ему нужно больше места. Мамин живот растягивается, становится все больше и дает ребенку место, чтобы не было ему тесно. Когда у женщины в животе растет ребеночек, это называется "беременность". О беременной женщине заботятся, стараются помочь ей, порадовать ее (если в группе у кого-то аз детей беременная мама, можно напомнить детям ). Когда жена беременна, муж помогает ей во всем, ведь ребеночек растет у мамы в животе хорошо тогда, когда она веселая и здоровая. И мама, и папа очень ждут ребенка. Они радуются тому, что он скоро появится на свет» А ребеночек тем временем растет, начинает шевелиться, двигать ручками и ножками. Пройдет совсем немного времени, и ребеночек подрастет настолько, что сможет сам дышать и кормиться молоком из маминой груди. И вот тогда он через дырочку внизу живота выходит на свет. Он еще не слишком большой, а дырочка может растягиваться - вот он и выходит на сват. Это называется – роды. А про ребенка говорят, что он "родился". Роды бывают в специальном доме (как называется этот дом?); да, это "родильный дом". Там врачи смотрят за тем, чтобы у мамы и ребенка все было хорошо, и помогают, если надо. День, когда ребенок появился на свет, называют Днем рождения. И потом каждый год всей семьей празднуют День его рождения. А пока ребенок только родился, он вместе с мамой несколько дней будет в родильном доме. Надо ведь убедиться, что с ним все хорошо, что ребеночек монет сам сосать из маминой груди. А папа? Он готовится к их приходу и в назначенный день с большим букетом цветов идет их встречать, и с этого дня они будут жить уже втроем.

Приложение 2
«Каждая секунда нашей жизни — это новый, уникальный момент вечности, момент, который никогда не повторится... А чему мы учим наших детей? Мы учим их, что дважды два — четыре, что Париж — столица Франции. Каждому ребёнку мы должны сказать: «Ты знаешь, кто ты? Ты — чудо! Ты — уникален. Во все прошедшие времена не было такого ребёнка, как ты. Не было таких ног, рук, таких умных пальчиков, таких движений. Ты можешь стать Шекспиром. Микеланджело, Бетховеном. Твои возможностибезграничны. Да. ты — чудо! А когда ты вырастешь, разве сможешь ты причинить боль другому, такому же уникальному существу, как ты?»
Пабло КАСАЛЬСА, известный испанский виолончелист и дирижёр

Я не могу понять, почему некоторые люди считают, что мужчина и женщина ничем не отличаются друг от друга. Ведь таким образом они отрицают существование прекрасных различий между мужчиной и женщиной. Все Божьи дары являются благом, однако не все они одинаковы. Я часто повторяю людям, которые признаются, что хотели бы, как я, служить нищим: «То, что делаю я, того не можешь делать ты. Но вместе мы можем совершить нечто прекрасное для Господа Бога!» И именно так обстоит дело с различиями между мужчиной и женщиной.
Присущая женщине исключительная сила любви наиболее заметно проявляется тогда, когда женщина становится матерью. Материнство — это исключительный дар, которым Бог одарил женщину. Как же благодарны мы должны быть за этот дар, который приносит столько радости во всём мире, — радости от того, что рождается новая женщина или новый мужчина!
Однако мы способны уничтожить дар материнства, особенно посредством зла абортов, но не только. Это происходит также тогда, когда нечто другое, например, профессиональная карьера или положение в обществе, становится для нас важнее, чем проявление любви и принесение себя в дар другим людям. Никакая профессиональная деятельность, никакие «грандиозные планы», материальные блага или каким бы то ни было образом понимаемая идея свободы не могут занять места любви! Всё то, что уничтожает Божий дар материнства, уничтожает самый ценный дар Создателя, которым Он одарил женщин, — огромную, исключительную способность любить.
Господь Бог сотворил всех, каждого из нас, для дел великих и возвышенных: чтобы мы любили и были любимы. Почему, однако, кого-то из нас Он сотворил женщиной, а кого-то мужчиной? Равно как любовь женщины подобна любви Бога, так и любовь мужчины отражает Божью любовь. Оба были созданы для того, чтобы любить, но каждый по-своему. Женщина и мужчина дополняют друг друга. Будучи вместе, они являют Божью любовь более полно, чем делали бы это порознь.
Бог заповедал нам: возлюби ближнего своего, как самого себя.
Итак, сначала мы должны полюбить самих себя, чтобы потом полюбить других. Но как я могу полюбить себя, если не принимаю себя такой, какой создал меня Бог? Кто не признаёт прекрасных различий между мужчиной и женщиной, тот не принимает себя таким, каким создал его Господь Бог. И такой человек просто не в состоянии по-настоящему полюбить ближнего, он вносит лишь разлад и несчастье, разрушая мир на земле. Я много раз говорила о том, что аборт является одним из примеров этого — одной из главных причин существования угрозы мировому спокойствию. Люди, которые стремятся стереть различия между женщинами и мужчинами, чаще всего являются сторонниками абортов.
Наилучшим местом для ребёнка, чтобы он научился любви и молитве, является любящая семья, члены которой молятся вместе. Именно в семье дети видят взаимную любовь родителей. В семье, которая рушится и терпит крах, вырастают дети, не способные любить, молиться. Обществу, в котором уничтожается семья, придётся бороться со многими проблемами. Я не раз видела, особенно в богатых странах, как дети привязываются к наркотикам или впадают в другую зависимость из-за того, что чувствуют себя нелюбимыми и отвергнутыми.
Давайте будем нести в мир покой и радость! Для того, чтобы нам это удалось, мы должны молить Бога о даре Его мира, а также о том, чтобы мы научились любить и принимать друг друга как сестры и братья, так как все мы — дети Божьи.
(Из Послания Матери Терезы из Калькутты участникам IV Конференции женщин в Пекине, сентябрь 1995 г.)

Приложение 3

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года.

Человеческая душа, освободившись от нравственных императивов, оставленная в своем падшем состоянии, без благодатной помощи, легко делается добычей злых сил. Она теряет способность противостоять соблазнам и искушениям. Отсюда кризис семьи и быстрое вымирание нации.
Надеюсь, каждый помнит библейское повествование о том, как при сотворении мира Господь Бог говорил, глядя на сотворенное: «се добра зело» (Быт. 1, 31). И лишь в последний день, сотворив Адама, сказал: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18) и сотворил ему жену. Только после этого бытие человека достигло совершенства и получило благословение Божие: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Таким образом, первая семья была создана Богом еще в раю, до грехопадения и должна была пребывать в вечности.
Величайшее достоинство брака доказывается и тем, что апостол Павел уподобил его союзу Христа и Церкви (Еф. 5, 23-26). Именно брак остается цитаделью и школой любви для падшего человека. Именно в семье отец и мать отдают себя, свою жизнь друг другу и детям. Труды родителей, связанные с рождением и воспитанием детей, становятся содержанием счастливой жизни, воплощением жертвенной любви. В такой семье реализуется замысел Божий о человеке, исполняется заповедь, данная Адаму и Еве. Все народы считали рождение детей благословением Божиим. Многодетные семьи всегда были сильными и жизнеспособными.
Но готовы ли сегодня молодые люди создавать семью и брать на себя ответственность за воспитание детей? Почему как грибы растут детские дома, куда матери часто сами отдают своих детей? Почему дети бегут из родительского дома? Почему в России около миллиона беспризорных детей при живых родителях?
Современная цивилизация дезориентирует людей с детства. Им внушают, что иметь много детей — это дикость, что в наш век науки человек наконец может планировать семью по своей воле. Лживая пропаганда вопреки очевидности, подтверждаемой научными исследованиями, приучает людей к мысли, что плод во чреве матери — это еще не человек и аборт — не убийство. Наш «гуманный» век настаивает на праве женщины убивать свое дитя. В XX веке, который назвал себя постхристианским, сотни миллионов младенцев были убиты своими матерями в утробе. Этот грех поистине вопиет к Богу и делает несчастным современное человечество. Только помраченный безбожием человек может думать, что без веры в Бога, в вечное добро можно быть по-настоящему счастливым. Такое гордое прельщение, самообман и не могут иметь других последствий, чем те, которые теперь у всех на глазах. Громадное большинство браков, заключенных без веры и благословения Божия, кончаются разводом. Дети, воспитанные в неверии, чаще всего становятся аморальными людьми. Народ, отвергающий жизнь по заповедям Божиим, вымирает тем быстрее, чем больше грешит. Грех приводит к смерти — эта истина, известная каждому христианину, теперь доказывается самой жизнью. Только следуя Божию закону, устраивая свою жизнь по Его заповедям, мы можем надеяться на духовное исцеление и существование нашей нации в будущем.
Мы должны вернуть нашему народу христианскую семью. Богом предусмотрено, чтобы в браке рождались дети. Разделяя брачное ложе, супруги должны желать детей, а не употреблять разные ухищрения, чтобы избежать зачатия ребенка. Желая детей, родители готовятся к подвигу рождения и воспитания ребенка, готовятся отдать ему свою заботу и любовь, свои силы и жизнь. Эта жертвенная любовь скрепляет семью. В многодетных семьях развод
— редкое явление. Поэтому Церковь призывает всех чад сохранять верность закону Божию о человеке, радоваться каждому новому ребенку как дару Божию, залогу любви и семейного счастья.
Необходимо воссоздавать семью как домашнюю Церковь, которая является оплотом нравственной, духовной, христианской народной жизни. Должное семейное воспитание, как ничто другое, закладывает в человеке основы веры, нравственности, а значит, дает ему возможность мирной, благополучной жизни.
В современных условиях важность христианского воспитания подрастающего поколения, которое уже через несколько лет начнет реально участвовать в созидании нашей истории, переоценить невозможно. Церковь всегда обращала особое внимание на проповедь, обращенную к детям, души которых столь восприимчивы к добру и правде. Поэтому забота о детях в приходе не может ограничиваться только воскресной школой. Приходская жизнь должна охватывать все стороны жизни ребенка.
Необходимо наладить регулярную помощь многодетным семьям — этим настоящим подвижникам сегодняшнего дня. Эта помощь может быть и материальной, и патронажной, так как каждая многодетная семья нуждается в помощниках и по дому, и в уходе за малыми детьми.
Следует помнить, что от усердия всех церковных людей зависит воспитание нового поколения христиан и что любое наше дело, пусть самое незначительное, но служащее воспитанию детей, не напрасно, оно принесет свои плоды. Время, отданное детям, никогда не бывает потраченным впустую.
Священнослужителям, имеющим постоянное общение с молодым поколением, необходимо иметь в виду, что наступила совершенно другая, не похожая ни на какие прежние времена эпоха, когда от нас требуется отдать все силы именно заботе о воспитании. Молодой человек, а тем более ребенок, очень восприимчив и гибок. Нам нужно довести до сознания каждого ребенка, что человек несет в себе образ Божий, нужно воспитывать в детях уважение к семейным ценностям, любовь к родителям, отчизне, своему народу. Надо сделать своеобразную прививку душе ребенка, чтобы создать иммунитет к «массовой» культуре, на которую так падок духовно незрелый человек, создать в сердце и уме ребенка защиту от того, что нередко несут средства массовой информации.
Сегодня через средства массовой информации, интернет, компьютерные игры в мир приходит множество соблазнов, которым трудно противостоять не только детям, но порой и взрослым. Людей приучают к мысли,
что человеческая жизнь ничего не стоит. В сериалах, которые демонстрируются по телевидению, рекой льется кровь, пропагандируется насилие, жестокость и безнравственность.
Мы должны утвердить в душах детей христианский идеал, причем не теоретический, отвлеченный, а практический, то есть свидетельствовать им своей жизнью о том, что есть христианство. Если папа и мама — настоящие христиане, то их ребенок не может поддаться никакому дурному влиянию.
Необходимо распространять накопленный Церковью опыт воспитания молодежи, обобщать и делать общедоступной информацию о современной практике общения с детьми в епархиях и приходах. Для этого очень полезно выпускать как труды отцов и учителей Церкви, так и работы богословов, педагогов, социологов, психологов — специалистов в данной области. Полезным представляется проведение семинаров для тех, кто непосредственно занимается воспитанием, то есть для родителей, педагогов и пастырей, которым следует не только проявлять заботу о возрождении и укреплении семьи, но и противостоять ее распаду, начавшемуся в годы государственного атеизма и продолжающемуся ныне под воздействием культа эгоизма, потребительства и безответственн

Приложение 4
Борис Ганаго БАРБИ

Танечка часто подолгу жила у бабушки. Обычно после детского садика они неторопливо шли к бабушкиному дому через заросшие тополями старые дворики и улочки.
Иногда завершением их прогулки был «Детский мир», стеклянные витрины которого выходили на шумный проспект. Бабушка жила именно в том доме, на первом этаже которого располагался магазин.
Всякий раз, подходя к дому, Таня начинала уговаривать бабушку зайти в это волшебное царство. Порой та соглашалась, так как и сама любила побродить среди изобретательно оформленных витрин и прилавков, чтобы подобрать для любимой внучки новое платье, кофточку или туфельки.
А Танечку больше всего привлекал отдел, где в разнообразных интерьерах обитала золотоволосая кукла Барби.
Блестящие глаза девочки с восхищением взирали на всех этих Барби, разодетых в красочные платья. Вот кукла принимает гостей в своем доме, вот едет в автомобиле, вот она качается на качелях.
Продавщицы этого отдела, сами напоминающие Барби своими прическами, уже узнавали Танечку. Один раз они даже дали подержать ей куклу. Малышка с восторгом рассматривала ее, тонкую, длинноногую, золотоволосую, одетую в платье сказочной принцессы. С тяжелым вздохом Таня рассталась с ней.
И папа, и мама, и даже бабушка отказывались купить ей Барби.
- Очень дорогая, - говорил папа.
- Купим куклу, потом надо будет кукольный дом, автомобиль и все остальное... Знаем мы эти штучки! Сплошное разорение! - говорила мама.
А бабушке кукла почему-то вообще не нравилась. Она только как-то хитренько улыбалась, но помалкивала, видя Танечкино восхищение. Однажды девочка спросила:
- Бабуль! Ну что смешного? Скажи!
- Да ничего, внученька, - ответила бабушка. - Тебе нравится, ну и ладно. Только вот уж больно худа твоя Барби. В жизни-то такие девушки редко встречаются, да и то их жалко становится. Должно быть, совсем ничего не едят, чтобы фигуру не испортить. А может, больные?
Как-то бабушка спросила:
- Слушай, Таня! Что это за два паренька продаются к твоей кукле? Женихи, что ли?
- Ну, наверное, - отвечала девочка.
- Сразу два! Ай да Барби! - посмеивалась старушка.
По воскресеньям Таня и бабушка ходили в храм. Малышка старательно ставила свечи, подпевала хору, крестилась и кланялась вместе со всеми. В храме ей нравилось.
После литургии они неторопливо шли домой.
- Ах, Танюша! Как хорошо на службе-то! - говорила бабушка. - Вот где красота истинная, неземная! - она вздыхала и крестилась.
- Хорошо... - отзывалась внучка. Однажды к бабушке приехал ее старший сын Вадим, Танечкин дядя. Проживал он в Америке, работал программистом в какой-то крупной компании. Вадим был высокий, кудрявый, в очках и отличался большой рассеянностью. Он постоянно о чем-то глубоко задумывался и часто что-то записывал в свой ноутбук. Если бабушка или Таня окликали его в это время, дядя не отзывался. Чтобы привлечь внимание, его приходилось тормошить.
Как-то дядя Вадим и Танечка отправились на прогулку и, конечно, очень скоро очутились возле «Детского мира». Дядя Вадим рассеянно рассматривал выставленные на витрине игрушки.
- Ну, что тебе купить? - подмигивая, спросил он. - Проси что хочешь!
Танечка, не веря своим ушам, дрожащим голосом произнесла:
- Вот эту куклу, - указывая пальчиком на Барби.
Тут у дяди Вадима зазвонил в кармане телефон. Он кивнул головой и сказал племяннице:
- Хорошо, хорошо! Вот завтра деньги поменяю и куплю.
На следующий день, когда бабушка забирала внучку из садика, та побоялась спросить, купил ли дядя Вадим ей Барби. В этот день они никуда не заходили. Таня тащила бабушку домой так, что та едва поспевала за ней.
А дома на диване рядом с улыбающимся дядей Вадимом Танечка увидела игрушку -хорошенького младенца в коляске. В придачу к нему полный набор пеленок, распашонок, одеял и подушек. Младенец закрывал и открывал глаза, сосал соску и даже говорил «мама».
Танечка расплакалась. Дядя Вадим и бабушка засуетились. Таня все плакала и плакала. Бабушка шепнула что-то сыну, он сделал большие глаза, поспешно оделся и ушел.
Бабуля взяла Таню на колени и прижала к себе.
- Ну что ты, не плачь, не надо, - говорила она.
Девочка постепенно успокоилась. Вскоре вернулся дядя Вадим с огромными пакетами, из которых начал доставать Барби, ее друзей и все хозяйство: дом, автомобиль, мебель, качели.
- Танюша! Прости меня, дурака старого, - говорил он, улыбаясь. - Я почему-то решил, что ты хочешь этого чудесного младенца. Прекрасная игрушка! А Барби... Дело в том, что психологи считают, что это вредная игрушка. Но раз ты так хочешь, то уж ладно!
- Вредная? - изумилась Таня. - Не может быть! Почему?
- Видишь ли, хорошая игрушка будит воображение ребенка - он многое домысливает сам, доделывает, конструирует. А с Барби что? Меняй платья да переставляй мебель. Эта кукла не требует заботы, не воспитывает доброту, участие и любовь. Скорее наоборот. Барби диктует детям, какими они должны быть внешне, а значит, и внутренне. А если девочка выглядит совсем не так, как Барби? Начинаются трагедии... Да что это я разболтался! Тебе это все пока трудно понять!
Таня удивленно смотрела на обретенное сокровище и не могла поверить, что за этой притягательной и чарующей красотой таится какое-то зло.
«Неужели дядя прав? Не может быть!» - думала она.
После отъезда дяди Вадима Танечка вначале часто играла с Барби, которая заняла в квартире у бабушки целый угол.
Но со временем девочка ловила себя на мысли, что ей наскучила эта взрослая тетя. Танечку тянуло нянчить младенца Андрейку, которого надо кормить, баюкать и которому надо менять пеленки, хотелось играть с одноглазым зайцем или со старым плюшевым Мишкой.
А Барби все чаще оставалась одна на своем роскошном диване и смотрела красивыми голубыми глазами в пустоту.

Приложение 5

Половое воспитание и развитие

Половое развитие – результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей – членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.
Развитие полоролевого самосознания. Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и. по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый - родственник, друг, воспитатель. В связи со сказанным понятно стремление общественности многих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качестве воспитателей своих детей.
Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность - подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).
Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама -- лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера.
(Из статьи Эммы Сусловой «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания» /ж-л Детский сд отА до Я. – 2004. - № 5.)

Использованная литература.

  • Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. Свет Православия, 2005.
  • Особенности воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте: Методические рекомендации. – Витебск: ИПК и ПРР И СО, 1998.
  • свеча в окне. Рассказы для детей / сост. Б. Ганаго.- Минск, Белорусский экзархат, 2007.
  • Священник Виктор Грозовский «Православное воспитание мальчиков переходного возраста (советы священника)». – САТИСЪ ДЕРЖАВА, санкт – Петербург, 2006.
  • Славяне: быть или не быть? Противодействие алкогольно-табачно-наркотическому бедствию. Жировичи, 2007.
  • Суслова Эмма. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания / ж-л Детский сад от А до Я. – 2004. - № 5. – с. 146-157.)

Заведующая ДУ №63 Оксана Георгиевна Королькова Витебск 2008