^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Игры для сенсорного развития детей раннего возраста

КАЮПОВАР.Х.,
воспитатель МДОУ№ 57 «Родничок», г. Астрахань

Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. В процессе игры дети учатся решать простые умственные задачи, такие как: поставить рядом два предмета одинакового цвета, сравнить их, сгруппировать предметы одинакового цвета, правильно назвать цвет. Воспитатели нашего детского сада, работая над сенсорным развитием ребенка, используют разнообразный дидактический материал — игры-самоделки «Цветные полоски», «Цветное домино», «Воздушные шары», «Спрячь мышку».

 

Игра «Воздушные шары»
Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.
Воспитатель показывает детям картонную полосу, к которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать соответствующий шарик.
Восприятие формы предметов — сенсорная основа любой практической деятельности.
Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит и изобразить окружающие предметы. Восприятие и выделение формы не происходят сами собой. Этому надо учить ребенка Одним из эффективных спосо бов являются такие игры, как: «Что нам привез Мишутка?», «Есть у тебя или нет?», «Закрой окошко», «Где твой дом?», «Чей коврик лучше?», «Геометрическое лото», «Кому дать?» и т.д., при проведении которых преследуется еще одна важная цель — учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию руки и глаза.
Игра «Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.

Воспитатель рассматривает имеете с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круг-пая, квадратная, треугольная).
Уже в младшем дошкольном нозрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать исличину предметов путем сравнивания их по длине, ширине, нысоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими. В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки — пирамидки, матрешки и т.д.
В таких играх, как: «Разберем, соберем», «Приходите на лужок», «Соберем башенку» и др., дети приобретают умение различать величины путем накладывания предметов друг на друга.
Игра «Соберем башенку»
Цель: учить детей собирать башенку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают башенку, на стержне которой много колец, затем снимают кольца — сначала поменьше, затем побольше. Воспитатель откладывает самое большое кольцо, затем поменьше. После этого дети сами разбирают и собирают башенки.

Источник: Журнал "ДОУ", 2007, №3