^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Воспитание самостоятельности у ребенка

воспитание самостоятельности

Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает обнаруживать попытки проявить самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребенка к активному освоению мира, к проявлению усилий, к самоутверждению.
Увы, многие родители порой готовы сделать за ребенка все — он долго возиться будет, а так можно выгадать несколько минут. Но выгода эта весьма сомнительного свойства. Ее оборотная сторона — трудновосполнимые издержки воспитания.
Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, он может вырасти пассивным, неспособным к каким-либо усилиям. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые.

 

Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие. (Конечно, те из них, которые не выходят за рамки разумного. Ведь маленький ребенок еще не в состоянии оценить свои возможности, может попытаться делать что-то непосильное: наливать горячее или поднимать слишком тяжелое.) Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении.
Воспитание самостоятельности тесно связано прежде всего с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении.
Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, пекутся о его же благе, «облегчают» будто бы его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.
Самостоятельность — это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого, занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем.
Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное время играет однообразно: возит машину вперед и назад. Надо посоветовать ему, как продолжить игру. Может быть, для той же машины построить гараж. В следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры.
Развитие подражательности ведет к появлению у ребенка желания делать то же, что делают взрослые, участвовать в их делах. Это стремление надо поддерживать и давать малышу доступные ему поручения: принести что-то, положить в указанном месте. Так у ребенка формируется устойчивое желание быть самостоятельным, которое на третьем году перерастает в знаменитое «я сам!».

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Первые 3 года жизни ребенок не сможет играть сам. Вы должны составлять ему компанию. Постоянно меняйте вид деятельности: внимание малыша на одном и том же занятии задерживается не дольше 15 мин. Через игру вы можете обучать ребенка. Сделайте ее познавательной. Именно в этот период вам удастся развить в малыше то, что нужно для самостоятельной игры.
Постоянно читайте крохе сказки, а для ваших совместных игр всегда придумывайте сюжет. Поощряйте ребенка к тому, чтобы он подавал идеи. Например, с плющевыми игрушками можно играть в больницу и лечить их. Сначала вы должны показать крохе, как это делать. Потом под вашим руководством ребенок должен взять на себя роль врача. Через какое-то время он сможет обойтись без вас.
Устройте с малышом кукольный театр, организовывайте репетиции, представления.
Развивайте фантазию малыша, и после трех лет он начнет играть сам с огромным удовольствием.
Кстати, никаких особенных игрушек для самостоятельной игры нет. Разве что компьютерные игры, но они не будут так полезны, как игра с обычными предметами при хорошем воображении.