^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду

Л.В.Макшанцева

ПРОГРАММА ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ПРОФИЛАКТИКИ
И ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ

Введение

Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трех лет. Поэтому важно определить, какую роль играет совпадение данных событий в жизни ребенка и как они влияют на его психоэмоциональное, личностное развитие.
По Л.С. Выготскому кризис трех лет- это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Этот возрастной кризис относительно кратковременен: приблизительно от 2,5 до 3,5 лет. Как и другие возрастные кризисы, он представляет собой изменение сложившихся отношений между ребенком и взрослым, с одной стороны, и возрастающими физическими и психическими возможностями, с другой.

Адаптация. Отчет

В первые годы жизни умственное и нравственное развитие детей зависит от физического состояния и настроения ребенка. Недостаточная уравновешенность нервных процессов, излишняя подвижность могут стать причиной капризов, конфликтов между детьми. Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения и навыки.
На мой взгляд, педагоги д/у учитывают в своей работе выше указанные особенности раннего возраста. Благодаря слаженной работе, добросовестному выполнению своих обязанностей воспитатели сделали все возможное и невозможное, чтобы процесс привыкания к д/у проходил у детей наиболее безболезненно.

Совместная работа педагогов и родителей по сопровождению ребёнка в период адаптации

  • Усилия педагогов должны быть направлены на создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
  • Работу с родителями педагоги должны начать до поступления ребёнка в детский сад.
  • Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период должна быть направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы зависит прежде всего от умения и усилий воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Малыш очень четко реагирует на эмоциональное состояние окружающих взрослых. Спокойный, доброжелательный тон воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.

Влияние семейного воспитания на процесс адаптации к детскому дошкольному учреждению

Наступление спокойного периода во многом зависит от воспитателей и всего коллектива детского учреждения. Но многое зависит и от родителей. Необходимо подготовить ребенка координальной перестройки в его жизни. Это прежде всего научить обходиться без постоянной опеки взрослого. Взрослый, лишающий самостоятельности ребенка, приносит ему вред - попав в детский сад, ребенок болезненно переживает разлуку с близкими.
Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких являются для ребенка необходимыми жизненно важными составляющими, которые дают ему ощущение защищенности, обеспечение эмоционального равновесия, повышают его самооценку. Дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностных отношений являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка в семье, структура семьи.

Анкетирование родителей (адаптация к детскому саду)

Уважаемые родители!
Ваш ребенок недавно начал посещать детский сад. Просим вас рассказать о том, как малыш чувствует себя дома. Ответы на вопросы анкеты помогут педагогам найти индивидуальный подход к нему.

Имя, фамилия ребенка__________________________________Возраст________Группа______
1. Режим дня ребенка дома (основные моменты): время пробуждения________, завтрака_______, обеда_______,
дневного сна_______, прогулки________, игр и занятий с ребенком _________.
2. Особенности темперамента ребенка и его подвижности (подчеркнуть): обычный, очень подвижный, замедленный.

Адаптация детей к условиям детского сада

  • Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй в преддошкольный период.

Первым этапом подготовки малышей в д\с является сбор информации о поступающих детях:

  • Особенности развития ребёнка (со слов родителей).
  • Методы воспитания в семье ( хаотичные, завышенные, заниженные, наказания, повышение голоса, запугивание кем-то или чем-то, телесные наказания).
  • Навыки самообслуживания.
  • Знакомство с родителями (анкета).
  • Индивидуальные беседы со специалистами д\с: зам. зав. по основной деятельности, педагог-психолог, медсестра.