^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Адаптация детей к условиям детского сада

  • Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй в преддошкольный период.

Первым этапом подготовки малышей в д\с является сбор информации о поступающих детях:

  • Особенности развития ребёнка (со слов родителей).
  • Методы воспитания в семье ( хаотичные, завышенные, заниженные, наказания, повышение голоса, запугивание кем-то или чем-то, телесные наказания).
  • Навыки самообслуживания.
  • Знакомство с родителями (анкета).
  • Индивидуальные беседы со специалистами д\с: зам. зав. по основной деятельности, педагог-психолог, медсестра.

Вторым этапом является непосредственно поступление ребёнка в д\у.
И третьим этапом является проведение родительского собрания на котором обсуждается:

  • Протекание адаптационного периода.
  • Обсуждение совместно с родителями подготовки развивающей среды в группе.
  • Правильная организация жизни ребёнка (культурно-гигиенические навыки, режим дня, закаливающие процедуры).
  • Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. В ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты поведения ребёнка, его интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку. В последующие дни приводить после 8 часов, чтобы он не был свидетелем утренних слёз и отрицательных эмоций других детей. Задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить посмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки и т.д.

  • Игры в адаптационный период с детьми 2-х 3-х лет.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Игры выбираются с учётом возрастных возможностей детей, места проведения.

  • Как помочь ребёнку в период адаптации.

В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребёнка к режиму дошкольного учреждения.
Многие воспитатели вообще имеют упрощённое представление об эмоциональных реакциях детей, они считают: «Плачет? Скучно, поплачет и перестанет.» В таких случаях процесс адаптации затягивается, у ребёнка формируется защитно-оборонительная реакция, и как следствие, негативное отношение к д\с.
Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации:

  • Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в д\с. Это зависит от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, то намного легче пройдёт адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты, спальни, количества детей. Чтобы ребёнку было приятно приходить в д\с, нужно «одомашнить» группу: красивые занавески, статуэтки, цветы и т.д. Мебель лучше разместить так, чтобы она образовала маленькие комнатки (зоны).
Хорошо если имеется маленький «домик», где ребёнок  может побыть один. В группе должно быть много растений, их зелёный цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние. Также необходимо наличие спортивного уголка, который удовлетворяет потребность детей в движении: мячи, флажки, кегли и т.д. Уголок должен быть «ярким» и вызывать у ребёнка желание заниматься в нём. Малыши не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А не выраженные эмоции накапливаются и прорываются слезами. А так как изодеятельность для ребёнка не только художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, необходимо уголок творчества сделать свободно доступным для детей.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей с начала восстанавливается аппетит, а затем только сон.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они противоречат установленным в д\с правилам: ни в коем случае нельзя насильно кормить ребёнка или укладывать спать, можно покачать малыша, дать игрушку.
Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство защищённости, помогает быстрее адаптироваться.

Памятка родителям: как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Поиграйте с ребенком в детский сад. Используйте в игре любимые игрушки. Старайтесь эмоционально увлечь малыша, чтобы закрепить положительный образ о детском саде.

Общайтесь с воспитателями и нянечкой. Расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка. Эти сведения помогут воспитателям подобрать индивидуальный подход к малышу.

Личным примером учите малыша общаться, знакомиться с другими детьми. Покажите ребенку, как он может попросить игрушку, а не отнимать ее.

Не отказывайте ребенку, если он хочет взять с собой в ДОО любимую игрушку или вещь. В детском саду она, как частица домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша.

Одевайте ребенка в соответствии с температурой в помещении - носочки, рубашки и платья с коротким рукавом. Мальчику -обязательно шорты. Не забудьте положить носовой платок.

Соблюдайте дома режим сна ребенка двух-трех лет: днем 2,5-3 часа, 10-11 часов ночью. По приходу домой из детского сада ребенка необходимо уложить спать.

Адаптация ребенка к детскому саду: как помочь своему малышу?

Всегда прощайтесь с ребенком, прежде чем уйти. Не нужно исчезать незаметно. Ребенок это воспримет как предательство и перестанет вам доверять.
Если вы пообещали забрать ребенка после обеда - постарайтесь выполнить свое обещание. Не обманывайте его, сохраняйте доверительные отношения.
Старайтесь не высказывать своих опасений по поводу детского сада или воспитателя в присутствии ребенка. Ваша неуверенность передастся и ему.
Если ребенок плачет перед прощанием с вами в детском саду и просит увести его домой, не поддавайтесь на провокации. Иначе это будет повторяться ежедневно, и ребенок решит, что можно и не ходить в детский сад. Дайте ему понять, что посещение детского сада необходимо и ему, и вам.

Расширяйте круг общения ребенка
Водите ребенка на детские площадки, где есть незнакомые дети. Учите его знакомиться. Пусть он научится находить общий язык со сверстниками.

Не утомляйте ребенка
В период адаптации не перегружайте ребенка новой информацией. Откажитесь от приема дома шумных компаний, поддерживайте спокойную обстановку.

Придумайте ритуал встречи и прощания
Уходя, пожелайте ребенку хорошо провести время.
Заранее договоритесь с ребенком, что, прощаясь, вы будете с ним обниматься и, например, стукаться кулачками. Ритуал прощания поможет ему легче вас отпустить.

Научите ребенка занимать себя игрой
Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры. Попробуйте организовать на детской площадке игры для детей. Пусть это будет даже обычная игра в мяч.
Ребенку, который умеет занять себя игрой, будет легче влиться в коллектив детского сада и найти друзей.

Подстройте режим ребенка к режиму работы группы
Начинать подготовку лучше не менее чем за две недели до первого дня в группе. Поднимайте малыша утром с учетом времени, которое вы затратите на дорогу в детский сад. После завтрака сходите с ребенком на прогулку. Днем уложите его спать.
При такой подготовке ребенку физически будет проще в детском саду.

Научите самостоятельно одеваться
Покажите ребенку, как он сам может надевать на себя носочки, шортики. Попросите его сделать это без вашей помощи. Научите малыша самостоятельно раздеваться. Проявляйте терпение, пока он этому учится.
Поощряйте ребенка за попытки самостоятельных действий.

Заинтересуйте территорией детского сада
Когда будете проходить с ребенком мимо детского сада, обратите его внимание на деревья и цветы, которые там растут. Покажите ему, как на территории играют дети.
Не акцентируйте внимание на том, что ребенок в скором времени тоже будет сюда ходить. Он может начать тревожиться по поводу предстоящего расставания с родителями и к детскому саду испытывать негативные чувства.

Учите обращаться к другому человеку
Научите ребенка просить другого человека о том, что он хочет. Если он еще не говорит, то покажите ему, как он может высказывать свою просьбу жестами.

Если вы хотите спросить у воспитателя или психолога, как проходит адаптация вашего ребенка к детскому саду, делайте это в отсутствие малыша.
Не показывайте сожаление о том, что вам приходится отдавать ребенка в детский сад. Ребенок это почувствует и будет воспринимать воспитателя как человека, который разлучает его с мамой.
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни.
Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой.

Водите ребенка в детский сад регулярно, не делайте больших перерывов. Некоторые родители, видя, что их ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку, пугаются и перестают водить его в детский сад.
Не пугайте малыша воспитателем: «Не кричи громко! Сейчас Мария Ивановна тебя наругает». Ребенок не должен бояться человека, с которым вы его оставляете на весь день.

И обнимайте ребенка как можно чаще!