^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Влияние семейного воспитания на процесс адаптации к детскому дошкольному учреждению

Наступление спокойного периода во многом зависит от воспитателей и всего коллектива детского учреждения. Но многое зависит и от родителей. Необходимо подготовить ребенка координальной перестройки в его жизни. Это прежде всего научить обходиться без постоянной опеки взрослого. Взрослый, лишающий самостоятельности ребенка, приносит ему вред - попав в детский сад, ребенок болезненно переживает разлуку с близкими.
Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких являются для ребенка необходимыми жизненно важными составляющими, которые дают ему ощущение защищенности, обеспечение эмоционального равновесия, повышают его самооценку. Дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностных отношений являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка в семье, структура семьи.

 

П.Ф. Лесгафт представил типы личности, которые по его мнению, формируются под влиянием семьи (лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый - забитый злостный, забитый мягкий, забитый угнетённый). Практика работы с "трудными" детьми современной эпохи также показывает, что в зависимости от того, какими будут взаимоотношения между родителями, каково будет их собственное восприятие окружающей среды, внешнего мира и какие отношения построят они с ребёнком, - в результате этого и разовьётся тот или иной тип личности. Встречаются семьи, в которых родители говорят, казалось бы, правильные вещи, приводят достойные примеры, которым, по их мнению, обязан подражать их воспитанник, но при этом в своей личной жизни поступают совсем иначе, порой необдуманно или даже безнравственно. Результат подобного воспитания может быть только лишь отрицательным: для маленького человека, который тонко чувствует своих родителей и всё прекрасно видит в их отношениях, важны не слова о возвышенных идеалах и высокой нравственности, а реальные поступки его наставников. "Семейный разлад не обходится без печальных нравственных последствий для детей". К глубокому сожалению, сейчас всё чаще встречаются семьи, в которых отцы и матери абсолютно продуманно воспитывают своих детей в эмоциях агрессивного противодействия окружающему их миру, обосновывая свою позицию тем, что человек должен в первую очередь уметь постоять за себя, заботясь исключительно о своём благополучии. При этом они не учитывают (или не хотят учитывать), что подобным воспитанием ломают душу ребёнка, пагубно действуя на нормальное, здоровое развитие его психических процессов.
Большинство взрослых по-своему любят своих детей, но, "одной родительской любви слишком мало для того, чтобы направить воспитание к желанному типу. Одна любовь - воспитатель слепой и чаще всего не достигает тех целей, какие ею намечаются". В то же время без чувства любви к ребёнку воспитание неполноценно, не наполнено живой силой. Поэтому предельно важно, каков будет вектор любви. Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если в воспитании преобладает чрезмерно трепетная забота о сыне или дочери, которая связывает по рукам и ногам, предупреждает любую инициативу, исходящую от ребёнка, не предоставляет самостоятельности, то вряд ли такое воспитание будет благотворно влиять на становление личности, способствуя, наоборот, развитию никчемного, не умеющего проявить себя в какой-либо деятельности субъекта: "Бескорыстная любовь может явиться только тогда, когда в любимом ребёнке видят прежде всего человека, рождённого не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья, для возможно полного выражения идеи человеческой жизни, человека, которому принадлежит будущее, но который в настоящем требует помощи, чтобы подняться, твердо стать на ноги и устроить свою судьбу согласно со своим человеческим назначением".
Немногие в нашу эпоху с уверенностью могут сказать, что они принадлежат к категории родителей, сумевших найти ту золотую середину в формировании личности, при помощи которой воспитали полезных обществу людей.
В настоящие время не только родители, но и многие наставники современных детей страдают от неумения и неспособности воспитать своих неуправляемых воспитанников, так как им не хватает соответствующих знаний, опыта, терпения и, как часто бывает, собственных духовных, нравственных сил. В результате подростки уходят в наркоманию, алкоголизм, с детского возраста - в тяжёлые психические заболевания. Семья - первая и основная среда воспитания в раннем детстве. Задача старшего поколения состоит в том, чтобы помочь детям научиться, по возможности скорее, стать самостоятельными и обходиться в жизни без взрослых. Во избежание малейшего насилия над личностью подчёркивается значимость внимательного и бережного отношения к индивидуальным особенностям ребёнка. Допускается оказание противодействия им лишь в том случае, если они принимают направление, идущее вразрез с интересами общества. Важным моментом в развитии воли детей психолог считала обязанность воспитателей доводить до сознания ребёнка то, что не все его желания должны и будут обязательно исполняться. Опыт сегодняшних дней показывает, что в современную эпоху стало недостаточным только доведение до сознания детей какой-либо мысли взрослого, предполагающей изменение поведения ребёнка или его внутреннюю работу над своими привычками. Чтобы вызвать в ребёнке готовность исправить какие-то свои негативные черты или просто снять неуместную агрессивную реакцию, нужно добиваться его полного понимания и принятия слов воспитателя. Подобная тактика необходима для предотвращения в личности пресыщаемости от лёгких достижений минимальных "хотений", для того, чтобы возникла способность определять ценность предметов своих желаний и умение сосредотачивать силы для реализации цели, для объективного осознания собственных сил ребёнка.
В наших прошлых исследованиях, было доказано, что у родителей детей имеющих трудности в адаптации преобладает шкала гиперпротекция. Это свидетельствует о том, что при воспитании ребенку уделяется крайне много времени, ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в тоже время лишая его самостоятельности. При этом родители предпочитают обходиться в воспитании без наказаний, предъявляя к ребенку как можно меньше запретов. Очевидно, что при поступлении ребенка в детский сад, он попадает совершенно в иную атмосферу, где ему необходимо выполнять требования воспитателя, какое-то время находиться одному без внимания со стороны взрослого. На наш взгляд, это значительно затрудняет адаптацию ребенка к условиям детского сада, так как ввиду изменения внешних условий ребенок сталкивается с другой системой требований, попадает в условия во многом не похожие на те, к которым он привык.

Коркина Марина Евгеньевна
Выпускная квалификационная работа
На тему: «Адаптация дошкольников в детском саду»