^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Совместная работа педагогов и родителей по сопровождению ребёнка в период адаптации

От того, как ребенок адаптируется в детском саду, будет зависеть его дальнейшее развитие и становление как личности. Поэтому работу по психологическому сопровождению адаптации детей следует выстраивать поэтапно.

1 этап - подготовка

Подготовительный этап начинается до прихода детей в детский сад. Познакомьтесь с родителями будущих воспитанников и предложите им заполнить анкету «Готовность ребенка к детскому саду». В анкете нужно будет отметить, какой у ребенка аппетит, как он засыпает и ряд других показателей, которые в дальнейшем повлияют на характер адаптации. Ответив на вопросы, родители смогут сами подсчитать баллы и узнать, легко или тяжело их ребенок будет адаптироваться к новым условиям.

 

 

2 этап - прием детей в детский сад

Во время подготовки к приему детей в детский сад необходимо также разработать рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми в адаптационный период. Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку. На индивидуальных консультациях с педагогами дайте рекомендации, как организовать работу в группе раннего возраста.

3 этап - сопровождение

С момента, как ребенок пришел в первый раз в группу детского сада, начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Этот этап продолжается до момента завершения процесса адаптации. Ваша задача - создать благоприятный микроклимат в группе.
Проведите психолого-педагогическую диагностику ребенка в период адаптации. Для этого вы можете использовать таблицу «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» Ю.А. Афонькиной. Попросите воспитателя ежедневно заполнять «Адаптационный лист ребенка», чтобы выявить детей с низким уровнем адаптации.
Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль - два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.

Остановимся на совместной работе педагогов и родителей по сопровождению процесса адаптации ребенка к детскому саду.

  • Усилия педагогов должны быть направлены на создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
  • Работу с родителями педагоги должны начать до поступления ребёнка в детский сад.
  • Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период должна быть направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы зависит прежде всего от умения и усилий воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Малыш очень четко реагирует на эмоциональное состояние окружающих взрослых. Спокойный, доброжелательный тон воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.

Раздражение, плохое настроение взрослого негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей, способствует развитию боязливости и неуверенности. Важным условием поддержания положительного эмоционального настроения у детей является их занятость. Однообразная деятельность (маленький ребенок не всегда способен самостоятельно переключиться на другой вид деятельности выбрать его сам), как и бездеятельность утомляет ребенка, может стать причиной плача. Детям раннего возраста трудно приспособиться к изменениям в образе их жизни, поэтому в период привыкания ребенка к условиям детского сада необходимо поддерживать привычки, которые сложились дома: покачать малыша перед сном, если он к этому привык дома, предложить взять с собой любимую игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.д. Ни в коем случае нельзя ребенка кормить силой, заставлять съедать полностью непривычную пищу, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик» (уголок уединения), где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Такой домик можно, например, сделать из детской кроватки, обтянув ее красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску. Желательно рядом с уголком уединения оборудовать живой уголок. Растения и обитатели живого уголка благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Лучший способ успокоить ребенка – занять его движениями. Эстетично изготовленное нестандартное оборудование, яркие атрибуты привлекут внимание детей и вызовут желание поиграть с ними.
Хорошим успокаивающим средством, по мнению педагогов и психологов, является изобразительная деятельность. Для ребенка это не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.
Игры с песком и водой также благоприятно действуют на эмоциональное состояние детей. Эти игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
В снятии эмоционального напряжения помогает музыка, вовлечение детей в игровую деятельность, присутствие в группе близкого человека. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама постоянно была рядом. По этой причине очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть близких ему людей и уже не так тосковать вдали от дома.
Администрация и сотрудники дошкольного учреждения должны правильно организовать период адаптации детей. Составление подвижного графика поступления детей в группу и его выполнение станут благоприятными условиями для успешной адаптации малышей. В группу раннего возраста принимаются одновременно не более двух детей с интервалом в три – четыре дня.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов в воспитании ребенка в семье и детском саду с учетом индивидуальных особенностей.
Работа с родителями в адаптационный период может проходить следующим образом.

  • Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Эффективной формой знакомства родителей с направлением деятельности и условиями функционирования дошкольного учреждения являются «Дни открытых дверей». В свою очередь воспитателям необходимо иметь информацию о ребенке, в процессе посещения семьи в ознакомительной беседе с родителями можно узнать о характере поведения, интересах и склонностях малыша.
  • Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку – так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем отрицательных эмоций других детей при расставании с родителями.
  • Необходимо предоставить возможность пребывания родителям в группе вместе со своим ребенком в любое время по их желанию. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия. Если ребенок видит позитивное отношение родных к детскому саду, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателем, он гораздо быстрее адаптируется к новой обстановке.

Показателями того, что ребенок успешно адаптируется к условиям дошкольного учреждения, являются:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя, родителей;
  • хорошее эмоциональное состояние.

3 этап - анализ

На заключительном этапе проведите анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к детскому саду. Оцените эффективность взаимодействия с родителями.