^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду

Л.В.Макшанцева

ПРОГРАММА ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ПРОФИЛАКТИКИ
И ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ

Введение

Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трех лет. Поэтому важно определить, какую роль играет совпадение данных событий в жизни ребенка и как они влияют на его психоэмоциональное, личностное развитие.
По Л.С. Выготскому кризис трех лет- это переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Этот возрастной кризис относительно кратковременен: приблизительно от 2,5 до 3,5 лет. Как и другие возрастные кризисы, он представляет собой изменение сложившихся отношений между ребенком и взрослым, с одной стороны, и возрастающими физическими и психическими возможностями, с другой.

К концу раннего возраста у ребенка появляется стремление к самостоятельной деятельности, его интересы перемещаются от мира предметов в мир общения с взрослым. Противоречия между сложившимися у детей формами взаимоотношений с окружающими и своими новыми возможностями могут сопровождаться непродолжительными обострениями этих отношений с близкими взрослыми. У некоторых детей отмечаются конфликтность, негативизм, упрямство, своеволие. Причем эти процессы протекают различным образом в рамках семейных отношений и в рамках новых социальных контактов, которые, по существу, означают для ребенка значимую ступень развития социальных взаимоотношений.
Представляется, что кризис, не связанный с устойчивыми отрицательными, врожденными или приобретенными поведенческими проявлениями и не отягощенный погрешностями воспитания, при благоприятной семейной ситуации может стать положительным фактором для психоэмоционального развития. Смена социального статуса ребенка дает ему широкий спектр возможностей выстраивания взаимодействия со сверстниками и с взрослыми, требуемый новообразованиями данного возраста.
Существует обоснованное мнение о положительной оценке «помещения» ребенка в детский сад в трехлетнем возрасте. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3-м годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. В среднем лишь к 3-м годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым.
Однако нередко ситуация развивается для ребенка неблагоприятно. У него наблюдаются негативные кризисные поведенческие проявления, как правило, на фоне семейно-эмоциональной депривации, погрешностей воспитания, стремления взрослых (нередко бессознательного) ограничить инициативу ребенка (что само по себе может служить поводом к началу невротического развития личности). В этот жизненный период происходит резкая смена микросоциума, к которому ребенок должен адаптироваться.
Отмечено, что если малыш от природы боязлив, не любит шумной большой компании детей, не умеет постоять за себя, то детское дошкольное учреждение становится для его неокрепшей еще нервной системы тяжелым испытанием. Он не только не научится адаптироваться в детском коллективе, но наоборот, может еще больше замкнуться в себе, что может привести к нарушению психологического комфорта.
Особое внимание в литературе уделяется рассмотрению общих проблем адаптации детей с неблагополучным анамнезом, подверженных невротическим расстройствам. Выявлено, что у ребенка, начавшего посещать дошкольное образовательное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность), особенно у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.
С учетом всего, сказанного выше, с особой остротой возникают вопросы, касающиеся проблем адаптации детей к новому микросоциуму в условиях детского дошкольного учреждения.
Трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных нарушений связывают, прежде всего:
- с предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребенка;
- со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, социальными условиями;
- с индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
В динамике адаптационного процесса обычно выделяют три стадии:
- стадию тревоги;
- стадию сопротивляемости;
- стадию либо стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.
Различают следующие виды адаптации:
Сенсорная адаптация - приспособительные изменения органов чувств соответственно действующему раздражителю.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
Говоря о психической адаптации, учитывают не только собственно психологический и социальный аспекты, но и биологический. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды («приспособление себя») и преобразования, изменения среды («приспособление к себе»). Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное соотношение указанных компонентов активной деятельности индивида («преобразование себя» и «преобразование среды»), то есть успешность адаптации зависит от правильного определения того, как, насколько и ко всему ли возможно и необходимо приспосабливаться.
В психосоциальном аспекте часто указывают на важность согласования самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта с реальностью.
Нарушение функций приспособления, сбой адаптационных механизмов приводит к дезадаптации.
Социальной дезадаптации, конфликтности могут способствовать некоторые особенности психического развития ребенка (при этом часто причины имеют комплексный характер, однако для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия):
- отсутствие навыков общения;
- неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
-высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне-группового);
- эмоциональная неуравновешенность;
- установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство;
- тревожность и боязнь общения;
- замкнутость.
Если рассматривать адаптацию к новым условиям (к детскому саду) как некий критический фактор для ребенка, то необходимо отметить существующую возможность проявлений болезней стресса. Анализ причин стресса, закономерностей его течения, различных последствий может предоставить возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие благоприятных эффектов.
Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка, могут быть:
1. Длительное нахождение в большом коллективе детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребенку.
2. Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.
3. Фрустрация каких-либо потребностей ребенка.
4. Общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему приятны.
Исследователи, указывая на следствия влияний определенных факторов, подчеркивают, что в начале посещения дошкольного образовательного учреждения адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков, заикания и др., т.е. психомоторных нервных нарушений. В этой связи особое значение приобретают вопросы психологической диагностики и профилактики дезадаптации.

Методы психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации

Предлагаемые методы психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению предназначены для работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3,5 лет.
Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств, выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям, и способствуют успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
При этом психолог решает следующие задачи:
-анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий (типичных для дошкольных образовательных учреждений);
- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений дошкольного образовательного учреждения.
Использование психодиагностических методов обусловливает разработку целостных программ развития, коррекции. Поэтому для психологического заключения (вывода) используются результаты первичных, определяющих и контрольных вариантов обследования.
В программу включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа и др.
Работа проводится поэтапно:
1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).
2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.
3. Контрольная диагностика (повторная) - через месяц посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.
Важно отметить, что данная работа позволяет оценить различные взаимоотношения в позициях: ребенок-родитель-воспитатель.
Обследование на первом этапе может проводиться одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (так называемые «Карты наблюдений»).
Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.
«Карту наблюдений» предлагается заполнить воспитателям для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации и через месяц посещения ими детского сада.
На втором этапе проводится психопрофилактическая и коррекционная работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Особая роль в данном направлении отводится работе психолога с детьми. Например, в целях решения поставленных профилактических задач этого этапа эффективно проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками.
При этом особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в ходе которой воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.
Анализируя по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, можно соотнести индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребенка в период адаптации.
Выявление различия позиций воспитателей и родителей по одному и тому же критерию эмоционально-личностного состояния ребенка дает основу для проведения углубленного индивидуального исследования, совместного обсуждения данного вопроса с воспитателями и родителями, выявления истинных причин беспокойства, тревожности, а также нарушений эмоционального состояния ребенка, позволяет психологу проанализировать и разрешить конкретную ситуацию.

Проведение обследования и обработка данных на первом этапе

Как уже отмечалось, обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях: первое—характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).

Анкета для родителей

Родителям предлагается анкета (Приложение 1), в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.
Общие замечания.
Желательно проведение анкетирования родителей до начала посещений ребенком детского сада.
Анкета стандартизирована. Теоретическая валидность определялась путем сопоставления результатов диагностики психоэмоционального напряжения, тревожности по настоящей анкете и по известному Тесту тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл, 1992 г.). Коэффициент корреляции значим на уровне 0,01 по Спирмену.
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, бланк. Отвечая на вопросы, постарайтесь отметить состояние ребенка, свойственное ему в привычных домашних условиях».
Задаются вопросы по следующим, основным пунктам:
- какое настроение чаще всего бывает у ребенка;
- какой у ребенка аппетит;
- как ребенок засыпает, спит;
- умеет ли он самостоятельно играть;
-легко ли идет на контакт с другими взрослыми;
- как переносит разлуку с матерью и другие.
Обработка результатов.
Оцениваются ответы родителей и лиц, их замещающих, в следующем порядке:
I. Засыпание:
- быстрое (до 10 минут), спокойное - 3 балла;
- неустойчивое - 2 балла;
- медленное, неспокойное — 1 балл.
2. Сон:
- спокойный, соответствующий возрасту - 3 балла;
- неустойчивый - 2 балла;
- неспокойный, не соответствующий возрасту- 1 балл.
3. Аппетит:
- хороший - 3 балла;
-избирательный, неустойчивый -2 балла;
- плохой - 1 балл.
4. Самостоятельность в игре:
- умеет играть самостоятельно - 3 балла;
- не всегда - 2 балла;
- сам не играет- 1 балл.
5. Контакты с другими взрослыми:
- легко идет на контакт - 3 балла;
- избирательно - 2 балла;
- трудно - 1 балл.
6. Разлука с матерью:
- легко переносит разлуку, быстро успокаивается - 3 балла;
- успокаивается через некоторое время - 2 балла;
- тяжело успокаивается - 1 балл.
Баллы заносятся в протоколы, отражающие как индивидуальные, так и групповые показатели. По полученным данным строятся графики (см. раздел «Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей»), по которым даются количественная и качественная характеристики проявлениям тревожности и психоэмоционального напряжения у детей.
Кроме того, возможно составление прогноза условной адаптивности детей. Для этого по каждой анкете баллы суммируются, и рассчитывается средний балл. Уровни условной адаптивности ребенка к детскому дошкольному учреждению (до поступления ребенка в детский сад) были выработаны на основе приближения индивидуальных и групповых результатов к социально-психологическому нормативу. Градация средних баллов по анкете обусловлена заданными процентными соотношениями:

 

Средний балл по анкете

Процент по шкале прогноза

2,82-3,00

91-100

2,42-2,80

71-90

1,62-2,40

31-70

1,22-1,60

11-30

1,00-1,20

0-10

Уровни условной адаптивности

Очень высокий

от 2,82 до 3,00 баллов

Высокий

от 2,42 до 2,80 баллов

Средний

от 1,62 до 2,40 баллов

Низкий

от 1 ,22 до 1 ,60 баллов

Очень низкий

от 1,00 до 1,20 баллов

«Карта наблюдений» (1 часть)

«Карту наблюдений» за детьми (Приложение 2) предлагается заполнить воспитателям для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации (1 часть) и через месяц посещения ими детского сада (2 часть).
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, первую часть бланка. Ставьте знак «+» рядом с выбранной Вами характеристикой, отражающей состояние ребенка в первые дни (первую неделю) посещения детского сада».
Основные позиции критериев оценки заложены по следующим параметрам: характеристика сна, аппетита, самостоятельности в игре, контакта с взрослыми, реакции на расставание с матерью и т.д.

Параметры

Характеристика

Баллы

1. Настроение  

бодрое, уравновешенное

3

 

неустойчивое, раздражительное

2

 

подавленное

1

2. Длительность и характер засыпания

спокойное, быстрое (до 10 мин)

3

 

неустойчивое

2

 

неспокойное, медленное

1

3. Длительность и характер сна

спокойный, соответствует возрасту

3

 

неустойчивый

2

 

неспокойный, не соответствует возрасту

1

4. Аппетит

хороший

3

 

избирательный, неустойчивый

2

 

плохой

1

5. Навыки самообслуживания

соответствуют возрасту

3

 

не всегда

2

 

не соответствуют возрасту

1

6. Инициативность в игре

умеет найти себе дело

3

 

не всегда

2

 

нет

1

7. Инициативность
во взаимоотношения с взрослыми

вступает в контакт сам

3

не всегда

2

сам не вступает в контакт

1

8. Результативность
действий:

доводит начатое дело до конца

3

не всегда

2

не доводит

1

9. Самостоятельность в игре

умеет играть самостоятельно

3

 

не всегда

2

 

сам не играет

1

10. Идет на контакт с взрослыми

легко

3

 

избирательно

2

 

трудно

1

П. Идет на контакт с детьми

легко

3

 

избирательно

2

 

трудно

1

12. Реакция на отрыв матери

отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

3

 

отрывается не сразу

2

 

периодически возвращается, плачет

1


Выявление уровня адаптации ребенка к детскому саду проводится из расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения среднего балла. При этом предлагается следующая градация уровней адаптации:
1. Легкая адаптация, если у ребенка в большинстве случаев присутствуют признаки успешной адаптации и средний балл по «Карте наблюдений» составляет 2,6-3 балла.
2. Средняя адаптация, если у ребенка присутствуют признаки успешной адаптации, но в большинстве случаев отмечены неустойчивые признаки адаптации и средний балл по «Карте наблюдений» составляет 2,1-2,5 балла.
3. Трудная адаптация, если у ребенка на фоне неустойчивых признаков отмечаются и признаки дезадаптивного поведения. Средний балл по «Карте наблюдений» составляет 1,6-2 балла.
Полученные результаты оформляются таким же образом, как и в предыдущей методике (баллы заносятся в индивидуальные и групповые протоколы).

Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей

На основании полученных результатов по двум вышеприведенным методикам (Анкеты для родителей и «Карты наблюдений») составляются индивидуальные графики, по которым даются количественная и качественная характеристики проявления тревожности и психоэмоционального напряжения у детей (примеры диаграмм даны в Приложении 3).
Значительная часть проблем решается при сопоставлении позиций и взглядов на воспитание ребенка со стороны родителей и педагогов, например, существует ли согласованность между ними в отношении организационных и функциональных вопросов.
Так, например, у Наташи в период адаптации (рис. I) произошло нарушение дневного и ночного сна (вечером «с трудом засыпала», ее около полутора часов укладывали спать, при этом ночью несколько раз просыпалась, а в детском саду днем вообще не спала), ухудшился аппетит (в будние дни дома совсем перестала есть), стала упрямой, непослушной, больше требовала внимания к себе, самостоятельно играть и заниматься дома не хотела. При этом утром с хорошим настроением шла в детский сад, спокойно отпускала маму, легко вступала в контакт с другими взрослыми.
При беседе с родителями, обеспокоенными проблемой засыпания и сна ребенка, было выявлено, что Наташу заставляли спать значительно больше, чем это требовалось для ее возраста. После согласования суточного цикла сна, организации режимных моментов (анализ графиков индивидуальных показателей) длительность периода засыпания уменьшилась, восстановился дневной сон, ребенок стал спокойнее.
Длительность сна, превышающая возрастные нормы, является распространенной причиной нарушения засыпания и сна, причем проблемы проявляются избирательно. Например, ребенок плохо засыпает и неспокойно спит ночью (дома), а днем - в детском саду - эта проблема не выражена, или, наоборот, ребенку сложнее заснуть в непривычной ситуации, спокойнее спать дома. Еще один пример нарушений у девочки активного функционирования в новых условиях (переживание расставания с мамой, нежелание вступать в контакт с другими взрослыми, с детьми, отказ от еды и игр) иллюстрирует рис. 2. Поведенческие реакции у ребенка заторможены, проявления вялые, пассивные.
В случаях с низкими показателями по двум оценкам, данным и родителями, и воспитателями (особенно по 6 пункту - «отрыв от матери»), уместно рассмотреть пункты с высокими показателями и использовать сильные стороны ребенка для оптимального улучшения адаптации. Такой подход был использован в следующей ситуации (рис. 3).
Айман не хочет идти в детский сад, плачет, при расставании с мамой «закатывает истерики», но когда мама уходит - «дает себя уговорить», вступает в контакт с другими взрослыми, хотя успокаивается не сразу, еще долго «сердится», отвлечь от «грустных дум» его можно интересной игрушкой. Айман любит играть, заниматься.
Маме, «тоже грустившей» и считавшей, что ребенок весь день плачет (первые дни мальчик встречал маму с упреками и даже слезами), было предложено понаблюдать за ребенком, не обнаруживая себя. В дальнейшем маме (успокоившейся и уверенной в благополучном состоянии сына) было проще уговаривать ребенка идти в детский сад: ведь если он не пойдет туда, то не встретится с друзьями, а они его будут ждать…
У Алеши мама «спокойнее» относится к «громким возмущениям сына, так как знает, что любые «нарушения привычного порядка» приводят к громкому крику, но и быстрому успокоению - привыканию к другому «порядку». Мама оказалась права: Алеша в очень короткий период адаптировался к условиям детского сада (рис. 4).

Проведение психопрофилактических и коррекционно-развивающих мероприятий (второй этап)

На втором этапе проводится психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникших на начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов

Существует проблема адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к общим условиям детского дошкольного учреждения, иначе говоря — к предъявляемым социальнообщественным требованиям.
Первая информация от взрослых о детском дошкольном учреждении играет важную роль для ребенка. Как относятся к этому родители, какие цели ставят, отдавая ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
Радуются ли вместе с ним, гордятся ли, что он подрос и идет в детский сад, где у него будет много друзей, игр, занятий, или же взрослые ждут не дождутся стать «свободными» и заняться своими делами, а может быть, принимают эту ситуацию как неизбежную и страшатся разлуки?
Эти цели пытается понять не только ребенок, но и психолог, который стремится помочь малышу безболезненно переступить порог дошкольного образовательного учреждения, легче и быстрее привыкнуть к изменениям в жизни. Для этого психолог вместе с родителями выясняет ответ им вопрос: «Зачем ребенок идет в детский сад?».
Детский сад дает ребенку хорошую возможность видеться со своими одногодками, играя и развлекаясь в их обществе, получить необходимый опыт общения с товарищами (контактный, общительный ребенок без труда войдет потом и в коллектив начальной школы, а это само по себе уже немаловажно).
В детском саду приобретаются определенные знания и навыки, необходимые для всестороннего развития ребенка, а также для успешного продолжения обучения в школе.
Для многих родителей детский сад-это удобный случай освободиться на время от забот о ребенке (управиться с домашними делами, заняться собой, найти подходящую работу). Но если родители отдают своею ребенка в дошкольное образовательное учреждение только для того, чтобы освободиться от него, малыш непременно почувствует это, и тогда польза от его пребывания в детском саду будет сведена к минимуму. Поэтому необходимо полное осознание родителями происходящей ситуации.
Психолог помогает родителям определиться в стратегии «с чего начать?» при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение, как заранее подготовить ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его.
Положительный эффект, по нашим наблюдениям, имеют следующие рекомендации для родителей:
-целесообразно, примерно за месяц до того, как ребенок начнет посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним;
-подробно рассказать ребенку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нем;
- вести себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
- и, наконец, не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день предстоящие перемены в жизни ребенка.
Психолог подробно обсуждает с родителями их поведение, помогающее ребенку с самого начала легко адаптироваться к детскому саду, например:
- в первый день побыть с ним некоторое время в детском саду, не уходить сразу. Лучше всего, чтобы ребенок сам отпустил родителей. Расставаясь, не забыть заверить, что непременно вернутся за ним;
- не следует резко изменять привычный уклад жизни детей, поскольку особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их сразу приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера, и другие.
Обычно внимание родителей и детей сосредоточивается на приходе в детский сад, но при этом дети нередко становятся свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей, что негативно может сказаться и на их настроении. Поэтому приход новичков попозже облегчает их адаптацию к детскому саду.
Высокую эффективность имеет создание такой обстановки, когда у ребенка складывается ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома. Родители не должны расспрашивать его без конца о том, что он там делал. На этот вопрос ребенок неизменно ответит одно: «Ничего» или же: «Мы играли». Если взрослые хотят узнать, как же он проводит время в садике, лучше задавать точные, конкретные вопросы. Тогда ребенок почувствует, что жизнь детского сада близка и понятна родителям, и захочет, чтобы они тоже приняли в ней участие. А подметив, что больше всего нравится делать ребенку в детском саду, можно и дома предложить ему такие же интересные занятия и развлечения.
При этом очень важно, чтобы родители и воспитатели действовали согласованно, соблюдали одинаковый подход к ребенку в семье и в детском саду.
Не всегда педагогам и родителям удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании. Иногда процесс привыкания осложняется тем, что у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей (в случаях, если воспитатель имеет «хмурый» вид, «сердитый» характер, часто находится в злобно-тоскливом настроении, то в целях профилактики дезадаптации необходимо поменять воспитателя). Такие воспитатели, как правило, считают, что плач и капризы - это результат избалованности и изнеженности в семье, исповедуя принцип «поплачут и привыкнут». Между тем, время проходит, а в группе остаются «неадаптированные» или впоследствии трудновоспитуемые дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера. В связи с этим необходима работа по психологическому просвещению воспитателей, в рамках которой они должны овладеть, помимо прочих, знаниями о симптомах трудной адаптации.

Симптомы трудной адаптации

Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению эмоционального состояния малыша. Этот период сопровождается эмоциональной напряженностью, беспокойством или заторможенностью. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.
Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту, в часы отдыха ребенок плачет.
Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.
Снижается активность малыша и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.
Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску вирусного инфицирования, приводит к частым болезням.

Описание коррекционно-развивающих занятий с детьми

Особое место в профилактике дезадаптации занимает работа психолога с детьми. Важно присутствие психолога во время приема новичков. Знакомясь с детьми, психолог может организовать цикл игровых занятий, направленных на профилактику дезадаптации.
На индивидуальном занятии при знакомстве с ребенком можно использовать игру: Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления с ним контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит рисунок ребенку.
Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.
Можно предложить поиграть в «Лего»: построить дом, машину, детский сад. Обыграть ситуацию, когда утром все собираются по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад- каждый занят своим, но все взаимосвязаны жизнью, заботой, любовью. Важно почувствовать настрой ребенка и обыграть волнующую его тему, стремясь к достижению положительных эмоций, снятию у ребенка напряжения.

Этюды из «Первого знакомства»
С Юлей сначала рисовали «ладошку», потом (вместе) - «солнышко», еще (самостоятельно) цветочек. А потом девочка предложила написать письмо Мишке: «Здравствуй, Мишка! Тигрик приедет на следующее лето. Это маленький зверек. У меня еще и пудель есть, и в магазине собачка есть игрушечная, она разбирается, потом одевается. Мишка, я еще не привыкла к детскому саду. До свидания. Я могу приехать в субботу и воскресенье. Юля».
* * *
Ксюше понравилось украшать «руку»: часы, браслеты, колечки. Затем стала сама рисовать человечка, кружочки... и рассказывать: «Мы с бабушкой были в Анталии. Там были: медузы, рыбки, дельфин, Алла Ивановна, дядя Леша, Дик. И там плавали. Я в море как летала. Много там было моря».
* * *
На групповых занятиях эффективно использовать игры, направленные на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познание себя и других.
В этих целях можно применить технику поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп. Так, например, можно попросить детей согнуть пальцы рук («покажите, какие у вас сильные руки») и расслабить их («отдыхаем»), потом согнуть пальцы ног («покажите, какие у вас сильные ноги»), а затем расслабить их («отдыхаем»), потом напрячь живот («покажите, какой у вас сильный живот») и расслабить его («отдыхаем») и так далее. Можно предложить поиграть с мячиком (с маленьким массажным мячиком): «покатать мячик (быстро - медленно, сильно - слабо) по ладошке, по другой, правой ногой - по полу, левой ногой - по полу» и так далее.
Используя элементы метода направленной фантазии или визуализации, можно организовать сюжетную игру («Гуляем в парке, бегаем по лужайке... плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся... лежим на песке - загораем...»).
Эффективны в групповых занятиях техники художественной экспрессии, техники с использованием кукол и других игрушек, различные игровые техники.

Проведение обследования на контрольном этапе

Напомним, что в рамках проведения контрольного этапа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» (1 и 2 части) за детьми в начале адаптационного периода (первая неделя) и через месяц посещения ими детского сада.
«Карта наблюдений» (2 часть)
Вторую часть «Карты наблюдений» за детьми предлагается заполнить воспитателям для оценивания психоэмоционального состояния детей через месяц посещения ими детского сада (вторая часть).
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, вторую часть бланка. Ставьте знак «+» рядом с выбранной Вами характеристикой, отражающей состояние ребенка в данный период (через месяц посещения ими детского сада)».
Обработка результатов проводится таким же образом, как в первой части.

Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей

На данном этапе сравниваются по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, в период адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению.
На основании данных протоколов целесообразно построение графиков, отражающих групповые показатели. Результаты анализируются, подводятся итоги проделанной работы. Для детей с проблемами адаптации составляются реабилитационные маршруты различных профилей и направлений.

Таблица соотношения характеристик психоэмоционального состояния ребенка в период адаптации, данных родителями и воспитателями

Параметры

Характеристика

Анкета для родителей

Карта наблюдений (1 часть)

Карта наблюдений (2 часть)

Засыпание

быстрое, спокойное

 

 

 

 

неустойчивое

 

 

 

 

медленное, неспокойное

 

 

 

Сон

спокойный, соответствует возрасту

 

 

 

 

неустойчивый

 

 

 

 

неспокойный, не соответствует возрасту

 

 

 

Аппетит

хороший

 

 

 

 

избирательный, неустойчивый

 

 

 

 

плохой

 

 

 

Самостоятельность в игре

умеет играть самостоятельно

 

 

 

 

не всегда

 

 

 

 

сам не играет

 

 

 

На контакт со взрослыми
идет

легко

 

 

 

 

избирательно

 

 

 

 

трудно

 

 

 

Реакция на отрыв от матери

разлуку переносит легко

 

 

 

 

через некоторое время привыкает

 

 

 

 

тяжело

 

 

 

Литература

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1997. — № 4.
2. Амен В., Дорки М., Тэммл Р., Тест тревожности. - М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. -№ 1.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста / Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1984.-Т. 4.
5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. -М.:ИНТОР. 1996.
6. Захаров А. И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996.
7. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.
8. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. - 1985. -№ 6.
9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
10. Кочубей Б. И. Исследования по психогенетике человека // Вопросы психологии.- 1982.-№ 1.
11. Макшанцева Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников. Дис. канд. психол. наук. - М., ПИ РАО, 2000.
12. Мещерякова С.Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сб.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной.- М., 1974.
13. Поливанова К.Н. Психологическое содержание возрастных кризисов // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной / Под ред. В.В. Рубцова. — М., 1999.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: Модэк, 2000.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
16. Романов А. А. Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников. -М., 1993.
17.Сопрун И.П., Чебыкин А.Я. Выраженность тревожности у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях // Наука и образование (Материалы к международному конгрессу: «Стрессы в повседневной жизни детей»). - Одесса, 2000 г.
18. Фрейд3. Страх.-М.: Книгоиздательство «Современные проблемы», 1927.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ф.И.О. заполняющего анкету___________________________
2. Фамилия, имя ребенка, возраст_________________________
3. Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) неустойчивое, раздражительное
в) подавленное
4. Какой у вашего ребенка аппетит?
а) хороший
б) избирательный, неустойчивый
в) плохой
5. Как ваш ребенок засыпает?
а) быстрое засыпание (до 10 мин)
б) неустойчивое
в) медленное
6. Как он спит?
а) продолжительность сна соответствует возрасту
б) неустойчивая продолжительность сна
в) не соответствует возрасту
7. Умеет ли он самостоятельно играть?
а) умеет
б) не всегда
в) самостоятельно не играет
8. Легко ли идет на контакт с другими взрослыми?
а) легко
б) избирательно
в) трудно
9. Как переносит разлуку с матерью?
а) легко, быстро успокаивается
б) через некоторое время успокаивается
в) тяжело
10. Нет ли у вашего ребенка привычки сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать, теребить кончик носа или др.? (укажите)_____________________________
___________________________________________________________________
11. Какие сложности вы испытываете в воспитании ребенка?_______________
___________________________________________________________________

Приложение 2
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Параметры

Характеристика

1 часть

2 часть

1. Настроение

бодрое, уравновешенное

 

 

 

неустойчивое, раздражительное

 

 

 

подавленное

 

 

2. Длительность и характер засыпания

спокойное, быстрое (до 1 0 мин)

 

 

 

неустойчивое

 

 

 

неспокойное, медленное

 

 

3. Длительность и характер сна

спокойный, соответствует возрасту

 

 

 

неустойчивый

 

 

 

неспокойный,    не    соответствует возрасту

 

 

4. Аппетит

хороший

 

 

 

избирательный, неустойчивый

 

 

 

плохой

 

 

5.Навыки самообслуживания

соответствуют возрасту

 

 

 

не всегда

 

 

 

не соответствуют возрасту

 

 

6. Инициативность в игре

умеет найти себе дело

 

 

 

не всегда

 

 

 

нет

 

 

7. Инициативность во взаимоотношениях с взрослыми

вступает в контакт сам

 

 

 

не всегда

 

 

 

сам не вступает в контакт

 

 

8.Результативнос-ть действий

доводит начатое дело до конца

 

 

 

не всегда

 

 

 

не доводит

 

 

9.Самостоятельнос-ть в игре

умеет играть самостоятельно

 

 

 

не всегда

 

 

 

сам не играет

 

 

10. Идет на контакт с взрослыми

легко

 

 

 

избирательно

 

 

 

трудно

 

 

11. Идет на контакт с детьми

легко

 

 

 

избирательно

 

 

 

трудно

 

 

12. Реакция на отрыв от матери

отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

 

 

 

отрывается не сразу

 

 

 

периодически возвращается, плачет

 

 

Общий балл

 

 

 

Средний балл

 

 

 

Приложение 3

Диаграммы показателей психоэмоционального состояния детей
по результатам анкетирования родителей (Анкета) и воспитателей
(Карта наблюдений)


Анкета карта

диаграмма

Психолог в детском саду 2004, № 1