^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Социально-психологическая адаптация дошкольников в инклюзивной группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
Луценко Татьяна Владимировна

 


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ


19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация
на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Научный руководитель- кандидат психологических наук, доцент Свистунова Екатерина Владимировна
МОСКВА 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы социально-психологической адаптации в условиях инклюзивной среды
1.1. Исследование подходов к проблеме социально-психологической
адаптации в системе образования
1.2. Сущность и содержание понятия инклюзия в системе
образования
1.3. Особенности социально-психологической адаптации
дошкольников в инклюзивной среде
Выводы по первой главе
Г лава II. Организация, этапы и методический инструментарий исследования социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивной группе
2.1. Организация исследования социально-психологической
адаптации дошкольников и описание выборки
2.2. Этапы и содержание исследования социально-психологической
адаптации дошкольников
2.3. Методический инструментарий исследования
Выводы по второй главе
Г лава III. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивной группе
3.1. Анализ особенностей социально-психологической адаптации
дошкольников в инклюзивной группе
3.2. Оптимизация процесса социально-психологической адаптации
дошкольников в условиях инклюзивной группы
3.3 Оценка итогов оптимизации процесса социально-психологической адаптации дошкольников в условиях инклюзивной группы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список сокращений
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Многокомпонентная коррекционно-развивающая
психолого-педагогическая программа
Приложение 2. Описание диагностических методик
Приложение 3. Данные диагностики

Введение

Современная ситуация в отечественной системе образования характеризуется значительными изменениями в отечественной системе образования, обусловленными экономическими, политическими, культурными процессами в современном социуме. Эти изменения базируются на переосмыслении государством и обществом отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Общество признает ценность и равноправие всех его членов, что подразумевает вовлечение людей с ОВЗ в социальную деятельность, предоставление им равных возможностей во всех областях жизни, и в первую очередь в образовании.
Именно эта ситуация определила важность и приоритет развития инклюзивного образования среди других направлений современной образовательной политики России. Внедрение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей опирается на действующее законодательство Российской Федерации (ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС РФ, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и др.).
Актуальность исследования. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью обучения и социализации детей, в то время как инклюзивная группа представляет собой образовательное пространство, в котором ребенок учится взаимодействию с разными людьми, усваивает социальные нормы, не ущемляя при этом возможностей других. Инклюзивное пространство является единым как для детей с нормативным развитием, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Поэтому процесс социально-психологической адаптации (далее - СПА) затрагивает всех дошкольников и задачи оптимизации СПА направлены на всех участников. В инклюзивной группе с раннего детства нормально развивающиеся дети начинают понимать, что их сверстники с ОВЗ такие же, как и они сами. При совместном обучении дошкольники постоянно овладевают новыми умениями, совершенствуют навыки, привыкают безбоязненно общаться, доверять друг другу, быть равными партнерами по взаимодействию. В связи с этим важно определить оптимальные возможности и эффективные способы адаптации дошкольников в инклюзивной группе.
Изучением особенностей процесса адаптации занимались отечественные и зарубежные ученые (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, A. A. Началджян, А. А. Реан и многие другие). Меняющиеся социальные условия ставят перед психологами новые задачи поисков оптимизации адаптационных процессов. Особую значимость в настоящее время приобретает оптимизация процесса социально-психологической адаптации (далее - СПА) дошкольников после объединения детей с разным статусом здоровья (нормально развивающихся с детьми, которые имеют те или иные особенности в развитии) в инклюзивной группе. Умение своевременно адаптироваться к новым условиям является важным фактором для развития и социализации личности.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемы социально-психологической адаптации связаны с попаданием человека в новые для него условия и традиционно рассматриваются как в социологии, так и в психологии. Изучению данного феномена в отечественной психологии посвящены труды К. А. Абульхановой-Славской, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.; в зарубежной психологии - труды Дж.Г. Мида, М. Мон- тессори, Э. Торндайка, Р. Штайнера, Э. Эриксона и др. Социально-психологическая адаптация как приспособление человека к социальной среде рассматривается в научных работах А. А. Реана, Т. Парсонса, Ж. Пиаже и др. Психологические механизмы адаптации анализируются в работах Б.Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, А. Б. Петровского, А. А. Реана и др. Адаптация к образовательному учреждению изучается Б. Г. Ананьевым, Д.А. Андреевой, Т. А. Голубевой и др.
Индивидные механизмы адаптации рассматриваются в трудах H.A. Бернштейна, Л. И. Бершедовой, Г. Селье и др. Личностные и социально-психологические аспекты адаптации освещаются в трудах А. Бандуры, A.A. Началджяна, К. Халла и др. Много исследований - Л.А. Венгера, Е. А. Лисиной, Л.А. Ясюковой и др. - посвящено адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Роль семьи в социальной адаптации личности анализировалась, в частности, Ю.Р. Вишневским, Я.В. Дидковской, Г.И. Симоновой, Т. А. Шиловой. Современные исследования социально-психологической адаптации детей с ОВЗ освещены Л. И. Плаксиной, О.Г. Приходько, Н. Я. Семаго, Л. И. Солнцевой, М.С. Староверовой и др.
Опыт работы психологов, педагогов и других специалистов, задействованных в системе образования, показывает, что дети с ОВЗ имеют обедненный социальный опыт, что проявляется в их поведенческих реакциях, низкой коммуникативной культуре, неадекватном проявлении и восприятии эмоций. Нормально развивающиеся дети, в свою очередь, также имеют индивидуальные особенности, часто неправильно понимают и интерпретируют поведение, потребности, эмоциональные проявления ребенка с ОВЗ. В связи с этим между детьми возникают конфликты, в группе наблюдается некомфортная психологическая и эмоциональная обстановка.
Однако накопленный опыт теоретических изысканий и эмпирических исследований социально-психологической адаптации дошкольников с ОВЗ еще недостаточно проанализирован с точки зрения ее специфики в инклюзивных группах, где могут находиться дети с разным уровнем как физического, так и психологического здоровья. Имеющийся научный материал нуждается в дополнении, обобщении, систематизации.
В связи с гуманизацией и реструктуризацией образования перестраивается социальная система пребывания дошкольников в образовательных учреждениях. Организация инклюзивной среды ставит перед психологами задачи оптимизации СПА дошкольников в инклюзивной группе. С учетом необходимости решения указанных проблем, их общесоциальной и собственно научной значимости, недостаточности теоретической и практической разработанности, была выбрана тема настоящего диссертационного исследования.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация дошкольников в инклюзивной группе.
Цель исследования: определить особенности социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста в инклюзивной группе, разработать и реализовать программу по ее оптимизации.
Задачи исследования.
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы социально-психологической адаптации дошкольников в системе инклюзивного образования.
2. Выявить особенности и динамику социально-психологической адаптации старших дошкольников к условиям обучения в инклюзивной группе.
3. Определить ведущие тенденции адаптационного процесса в различных дошкольных группах - инклюзивной, коррекционной, общеобразовательной.
4. Исследовать степень влияния значимых взрослых (родителей и педагогов) на социально-психологическую адаптацию дошкольников.
5. Разработать систему расчета интегрального распределения уровневой репрезентации социально-психологической адаптации в групповом и индивидуальном вариантах.
6. Разработать и реализовать многокомпонентную коррекционно-развивающую программу оптимизации социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах с учетом взаимодействия в триаде «дети - родители - педагоги» и оценить эффективность этой программы.
Гипотеза исследования заключаются в предположении, что:
1. Социально-психологическая адаптация дошкольников к условиям обучения в инклюзивной группе в содержательном плане находит свое отражение в особенностях эмоциональной сферы детей, их поведении и межличностных отношениях, динамика качественных преобразований которых свидетельствует о мере ее успешности.
2. Существенными факторами, определяющими характер социально-психологической адаптации, являются индивидуальные особенности детей, параметры состояния их здоровья, психологическая готовность значимых взрослых (родителей и педагогов) к реализации основных целей образования дошкольников в инклюзивной группе.
3. Оптимизация социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста предполагает создание комфортной в психологическом и социальном плане инклюзивной образовательной среды, построенной на принципах и методах гуманистической педагогики и психологии, в основе которых лежит ценностное отношение к каждому ребенку всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и конкретно-научные методологические подходы, и фундаментальные положения:
- системный подход (Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Б.Н. Рыжов, В. Н. Садовский, А.Д. Холл, Э.Г. Юдин и др.);
- личностно-ориентированный подход (А. Н. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков и др.);
- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, A.B. Петровский, Л.С. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);
- субъектно-деятельностный подход (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, A.B. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Е.С. Романова и др.);
- основные положения о единстве закономерностей развития (Л. С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В. И. Лубовский, А.Р. Лурия, Ж.И. Шиф и др.);
- базовые положения теории психологической адаптации (А. П. Авцын, A.A. Налчаджян, Б. Д. Парыгин, В. А. Петровский и др.);
- положения о ведущей роли социальной среды в онтогенезе (Р. С. Буре, И.Н. Вавилова, Л. С. Выготский, К.С. Лебединская, С. М. Хорош, T. M. Шипицина и др.);
- положения о механизмах социальной адаптации и социализации (Г. Айзенк, А. Г. Асмолов, С.С. Батенин, А. А. Налчаджян, В.А. Петровский и др.);
- положения о функционировании и совершенствовании системы сопровождения детей в условиях инклюзии (Т. А. Добровольская, Н. Н. Малофеев, И. И. Ма- майчук, Н. М. Назарова, О.Г. Приходько, Н.Б. Шабалина и др.).
Методы и методики диссертационного исследования.
Для доказательства гипотезы, реализации целей и задач исследования использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ научных источников по исследуемой теме; исследование медицинской и педагогической документации; наблюдение; анкетирование; тестирование; математическая обработка и интерпретация экспериментальных данных с помощью горизонтального анализа (простое сравнение показателей в динамике); количественный и качественный анализ результатов исследования; статистические методы (коэффициенты корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна - Уитни).
В исследовании использованы следующие психодиагностические методики: «Социальные навыки дошкольника» (С. В. Кривцова), «Диагностика уровня развития навыков общения» (по М. Я. Басову), «Определение тревожности у ребенка методом наблюдения» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко), «Уровень агрессивности ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко), «Секрет» (Т. А. Репина), тестопросник на тревожность Спилбергера - Ханина, опросник для родителей «Уровень информированности и отношение к инклюзии» (авторский опросник Е. В. Свистуновой, Т. В. Луценко), анкета для педагогов «Психологическая готовность педагога к работе в инклюзивной группе» (В. Ю. Иванова, В. Л. Рыскина), стандартизированная анкета для педагогов «Владение педагогами практическими навыками организации взаимодействия дошкольников в инклюзивной среде» (Е. В. Свистунова, Т. В. Луценко).
Экспериментальной базой исследования являлись дошкольные отделения ЗелАО г. Москвы ГБОУ «Школа №852» подразделения № №1-4 (д.1112, 1119, 1127, 1108). В экспериментальной работе приняли участие 658 человек, включая 317 дошкольников 6-7 лет (из инклюзивных групп с различной степенью нарушения зрения, имеющие статус ОВЗ, - 58 детей, без нарушений зрения - 82 ребенка;
из коррекционных групп с нарушениями зрения - 61 ребенок; из общеобразовательных групп с нормативным развитием - 116 детей), а также их родители, и педагоги, работающие в инклюзивных группах.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2014 по 2017 гг.
На первом этапе изучалась степень разработанности проблемы, анализировались теоретические понятия, оформлялся методологический аппарат исследования, осуществлялось структурирование теоретического материала, отбирался диагностический инструментарий с учетом наличия среди респондентов дошкольников с нарушениями зрения, определялись структура исследования и принципы формирования экспериментальной и контрольной выборки.
На втором этапе осуществлялись сбор и обработка данных, проводился количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования, разрабатывалась многокомпонентная коррекционно-развивающая программа оптимизации СПА дошкольников в условиях инклюзивной группы.
На третьем этапе реализовывалась многокомпонентная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей, родителей и педагогов.
На четвертом этапе проводилась контрольная диагностика всех исследуемых групп после реализации многокомпонентной коррекционно-развивающей программы.
На пятом этапе осуществлялись обработка, анализ и интерпретация данных, полученных в процессе исследования, формулировались выводы.
Научная новизна исследования.
В работе впервые рассматривается процесс социально-психологической адаптации дошкольников при объединении детей с нарушениями зрения, имеющих статус ОВЗ, и нормально развивающихся детей из коррекционных и общеобразовательных групп в инклюзивные. Обобщены и систематизированы научные понятия о СПА старших дошкольников, выявлены ее сущность и особенности в инклюзивной среде. Уточнено содержание понятия «инклюзия», раскрыта роль инклюзии в социализации личности.
Выявлены особенности СПА в инклюзивной среде на основе сравнительного анализа ее прохождения детьми в коррекционных, общеобразовательных и инклюзивных дошкольных группах. Разработана авторская анкета, позволяющая выявить уровень информированности родителей об инклюзии и отношение к ней; уровень практических навыков педагогов по организации взаимодействия дошкольников в инклюзивной среде.
Разработана коррекционно-развивающая программа подготовки дошкольников к инклюзивному образованию, в которой учтена специфика взаимодействия всех участников образовательного процесса при изменении формы образования, конкретизирована роль различных категорий взрослых в процессе СПА дошкольников в инклюзивной группе.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении и обобщении теоретических взглядов на проблему социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста. Систематизированы теоретико-методологические подходы к изучению социально-психологической адаптации старших дошкольников в инклюзивной группе.
Диссертационное исследование дополняет общую теорию психологического знания о сущностном содержании феномена СПА, вводит ее в современный социальный и собственно научный контекст, показывает зависимость социально-психологической адаптации детей в условиях инклюзивной группы от их индивидуальных особенностей в эмоционально-поведенческой сфере и сфере межличностных отношений. Исследование дает возможность системного рассмотрения СПА в процессе личностного развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Теоретически обоснована рабочая модель экспериментального исследования проблемы СПА. Определена динамика социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивных группах, установлены различия ее динамики в смешанных и однородных группах. Определены специальные адаптационные мероприятия по оптимизации СПА детей старшего дошкольного возраста в инклюзивной группе. Обозначены направления педагогического воздействия на участников воспитательно-образовательного процесса в триаде «дети - родители - педагоги» в целях оптимизации СПА. Внесен теоретический вклад в работу социально-психологической службы в дошкольных образовательных организациях.
Научно обоснована целесообразность расширения дошкольных образовательных программ с учетом адаптивных процессов в инклюзивных группах. Сформулированные выводы могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по теории адаптации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных исследования в различных областях коррекционной психологии, педагогике, социально-просветительской работе, а также в практической психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.
Разработана и апробирована программа специального психологического воздействия в триаде «ребенок-родитель-педагог», которая может использоваться в образовательных учреждениях для повышения эффективности оптимизации социально-психологической адаптации дошкольников. Идеи, лежащие в основе этой программы, могут быть использованы в практике коррекционной педагогики и психологии. Элементы программы могут быть использованы педагогами, практическими психологами, тьюторами, социальными работниками и другими специалистами для оптимизации процесса социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивной группе с целью нормализации внутригруппового взаимодействия в разнородном детском коллективе. Разработанные формы практической работы с родителями могут быть использованы педагогами и психологами в индивидуальном, семейном и групповом консультировании.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях для слабовидящих детей, а также в общеобразовательных детских садах, имеющих инклюзивные группы. Система оценки принятия и поддержки педагогами и родителями воспитанников ДОУ идеи инклюзивного образования позволяет определить потенциал и резервы для продвижения инклюзивного образования в России с опорой на общественное мнение. Авторские анкеты для родителей и педагогов, а также данные об отношении разных категорий родителей к инклюзивному образованию могут быть использованы в исследованиях общественного мнения и социальной интеграции людей с ОВЗ. Практические выводы диссертационного исследования применимы для разработки семинарских занятий для студентов психолого-педагогических факультетов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Социально-психологическая адаптация дошкольников к условиям образования в инклюзивной группе содержательно раскрывается в особенностях эмоционального благополучия / неблагополучия детей, развития у них социальных навыков поведения, характере межличностных отношений со сверстниками и значимыми взрослыми.
Динамика качественных преобразований параметров социально-психологической адаптации свидетельствует об основных тенденциях адаптационного процесса в разных группах дошкольников (инклюзивной, коррекционной, общеобразовательной). Степень и характер выраженности этих преобразований на завершающем этапе адаптации определяют ее уровневую репрезентацию. Высокий и средний уровни отражают состояние адаптированности ребенка, низкий - свидетельствует о дезадаптированности.
2. Наиболее существенными факторами, определяющими характер социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста в инклюзивном пространстве, являются: а) индивидуальные особенности их физического и психологического состояния; б) интеграция всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, их родителей либо законных представителей); в) целенаправленная организация адаптационных мероприятий.
3. Успешность социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивной группе определяется согласованностью взаимодействия родителей, педагогов и психологов.
Основой оптимизации социально-психологической адаптации дошкольников являются осознанное ценностное отношение значимых взрослых (родителей и педагогов) к инклюзивному обучению, признание ими насущной необходимости формирования инклюзивной образовательной среды в дошкольном учреждении, их психологическая готовность к деятельному участию в работе инклюзивных групп.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются мотивированным выбором основополагающих методологических позиций; опорой теоретических положений и научных выводов на достижения педагогической психологии; адекватностью комплекса методов и методик исследования поставленным целям и задачам; количественным и качественным анализом результатов эмпирического исследования с использованием методов математической статистики; репрезентативностью выборки, обширностью эмпирического материала; личным участием автора в организации и проведении эмпирического исследования; апробацией и обсуждением результатов исследования на круглых столах, научных конференциях, заседаниях кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Тема диссертационного исследования, результат эмпирической работы соответствуют требованиям паспорта научной специальности 19.00.07 - педагогическая психология.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Теоретические и эмпирические результаты диссертации представлены в публикациях автора, обсуждены на заседаниях кафедры клинической и специальной психологии МГПУ, научных и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней: «Проблемы интеграции и адаптации детей и подростков с ограниченными психофизическими возможностями в социальной среде» (Москва, 2013); «Инновационный потенциал научно-практической работы аспирантов и магистров» (Москва, 2014); «Психологическое сопровождение детей-ин- валидов» (Москва, 2014); «Психолого-практическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья» (Москва, 2015); «Влияние социальной среды на формирование жизненных установок современной молодежи» (Москва, 2016); «Университетский округ МГПУ - интеграция науки, образования и практики» (Москва, 2017); IX Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», лауреат, с присвоением грифа Федерации психологов образования России «Рекомендовано к использованию в общеобразовательных учреждениях» (Москва, Сочи, 2017); «Современное образовательное пространство - опыт и перспективы инклюзии» (Санкт-Петербург, 2018); повышение квалификации персонала ООО «Зелмедцентр-2» (Москва, 2018).
Публикации. Результаты исследования отражены в 8 печатных работах, из них 4 в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Общий объем публикаций составляет 3,4 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
1. Луценко Т. В. Особенности социальной компетентности дошкольников с недостатками зрения, находящихся в разных образовательных условиях / Т. В. Луценко, Е. В. Свистунова // Вопросы психического здоровья детей и подростков: Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. - 2015 (15). - №3-4. - С. 37-48. (авт. 0,6 п.л.).
2. Луценко Т. В. Инклюзивное образование как фактор формирования
адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с нарушениями зрения) / Т. В. Луценко, Е. В. Свистунова // Психология и Психотехника. - 2016. - № 11. - С. 921-927. DOI: 10.7256/2454- 0722.2016.11.22606.
3. Луценко Т. В. Динамика отношения родителей к болезни ребенка после перевода в инклюзивную группу / Т. В. Луценко, Е. В. Свистунова // Психолог. — 2017. - № 2. - С. 47-58. DOI: 10.7256/2409-8701.2017.2.22487.
4. Луценко Т. В. Экспериментальное изучение социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивной среде / Т. В. Луценко, Е. В. Свистунова // Вопросы психического здоровья детей и подростков: Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. - М., 2018 (18) №3. - С. 22-33. (авт. 0,6 п.л.).
Научные публикации в других изданиях
5. Луценко Т. В. Многокомпонентная коррекционно-развивающая программа для детей, родителей и педагогов «Оптимизация социально-психологической адаптации дошкольников в условиях инклюзивной группы (с включением детей с нарушениями зрения)» / Т. В. Луценко, Е. В. Свистунова // Сборник программ победителей IX Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы - 2017», с присвоением Грифа Федерации психологов образования России «Рекомендовано к использованию в общеобразовательных учреждениях». - М.: Федерация психологов образования, 2017. - С. 4243. (аннотация - авт. 0,1 п.л.).
6. Луценко Т. В. Адаптация дошкольников с недостатками зрения при переходе на инклюзивное образование / Т. В. Луценко, Е. В. Свистунова // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей: в 2-х частях. Часть 2 М.: ГАОУ ВО МГПУ 2016. - С. 8088. (авт. 0,5 п.л.).
7. Луценко Т. В. Некоторые аспекты организации адаптации, интеграции и инклюзивного образования для дошкольников с нарушениями зрения и другими ОВЗ // Проблемы интеграции и адаптации детей и подростков с ограниченными психофизическими возможностями в социальной среде: Сборник статей. МКТ «Буки-Веди», 2014. - С. 60-64. (авт. 0,3 п.л.).
8. Луценко Т. В. Отношение родителей дошкольников к инклюзивному образованию // Научная весна ИСПиП-2018: сборник материалов научно-практической конференции «Современное образовательное пространство - опыт и перспективы инклюзии» и IX Городского логопедического семинара «Абилитация и реабилитация лиц с нарушениями речи» / науч. ред. Е. В. Михайлова, сост. С. А. Масленникова. - СПб.: ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2018. - 254 с. - С.127-130. (авт. 0,2 п.л.).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (352 наименования, из них 26 на иностранном языке) и трех Приложений, в том числе полный текст коррекционно-развивающей программы. Работа иллюстрирована 10 таблицами и 49 рисунками.